N°168
17 сентября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.09.2007
Дмитрий Борко
Полет фантазии
В России создается центр связи нового поколения для управления воздушным движением

версия для печати
Самолеты, как и автомобили, передвигаются по дорогам, которые называются воздушными трассами. Эти дороги тоже нужно спроектировать, обустроить и эффективно использовать. Выстроить систему трасс таким образом, чтобы она наиболее полно отвечала потребностям перевозчиков -- внутренних и внешних. Внешних потому, что небо стало, по существу, единым -- общеевропейским и мировым. И, конечно, должна быть отлажена система управления воздушным движением (УВД). Проблема особенно актуальна сегодня, когда авиационная отрасль и воздушные перевозки в России на подъеме. Как и всякая система, действующая УВД имеет недостатки. Устранить их взялся Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Как именно? Об этом в беседе с обозревателем «Времени новостей» Николаем ПОРОСКОВЫМ рассказал советник директора ЦАГИ Сергей ТРОФИМОВ.

-- Начать все же надо с аэродромов. Их строительство -- дело весьма дорогое, поэтому сначала следует разобраться с существующими: какие аэродромы развивать, а какие нет, из каких делать большие пересадочные узлы, которые во всем мире называют "хабы" (концентраторы). После этого планируется сеть воздушных трасс, оснащение их средствами наблюдения, ориентирования, связи: земля--борт по радио, между диспетчерскими пунктами, аэродромами, авиакомпаниями. Следующая задача -- обеспечить прохождение информации о предстоящих полетах и перелетах -- летчикам необходима радионавигационная информация. И, наконец, в процессе полета экипаж нужно оперативно информировать о реальном состоянии всей этой сложной системы.

По существующей ныне технологии компания-перевозчик подает заявку на полет, эти данные обрабатываются, и формируется план использования воздушного пространства. Он обязателен для работников системы управления воздушным движением (УВД), чтобы не допустить конфликтных ситуаций в воздухе.

-- Это в идеале. А как в действительности?

-- Область работы для нашего института новая и перспективная. В еще не столь недавние времена улучшение управления воздушным движением шло главным образом через совершенствование системы самого летательного аппарата. Сейчас, в век информационных технологий, летательный аппарат нельзя рассматривать вне среды, в которой он обитает. Поэтому ЦАГИ рассматривает проблему в комплексе. Новизна нашей работы в том, что инфраструктура сетей связи построена на центрах коммутации сообщений, которые обеспечивают управление воздушным движением. Это передача навигационной, заявочной, информации, планов полетов и оперативного управления воздушным движением. Сегодня внедрено около 170 таких центров связи. Это обеспечивает всю инфраструктуру в России и многих странах СНГ.

-- Но в чем суть развития таких центров?

-- В переходе на цифровые технологии. У нас намечено внедрение концепции авиационной транспортной сети связи. Мы разрабатываем центр связи следующего поколения для обеспечения современных требований, предъявляемых Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и Евроконтроля, отвечающего за организацию воздушного движения в странах Евросоюза. Если первоначально для целей УВД использовалась в основном телеграфная технология, затем была создана сеть телеграфных сообщений, сегодня предполагается объединение локальных сетей в единую глобальную сеть, которая включает и бортовое оборудование. Это, по сути, всемирная сеть гражданской авиации.

-- Она согласована с международным законодательством?

-- Она разработана и утверждена уже на уровне технических документов ИКАО. Сейчас как раз и идет строительство центров по передовой технологии. ЦАГИ в этой программе должен дать к марту следующего года прототип нового центра. Новые центры повысят безопасность полетов благодаря оперативности связи и возможности в случае необходимости связаться с нужным лицом, организацией. Существенно снизится нагрузка на экипаж, так как многие функции будут автоматизированы за счет прямого взаимодействия бортовых систем с наземными.

-- Сегодня крупные проекты государственные структуры часто реализуют с частными компаниями. У вас есть частные партнеры?

-- Есть. Это внедренческое предприятие ООО «Монитор-софт», которое, кстати, организовано выходцами из ЦАГИ. А заказчиками выступают Министерство обороны, Федеральная аэронавигационная служба, Госкорпорация по организации использования воздушного пространства, крупные аэропорты. Военные раньше были прогрессивно настроены, диктовали свои технологии и внедряли их. В частности, систему связи гражданской авиации. Она получила широчайшее распространение, принята как стандарт ИКАО. Затем многие наработки были утрачены. А после и власть в УВД перешла к гражданским управляющим структурам. И тут выяснилось, что у военных, по существу, отсутствует технология безопасного выполнения полетов. Она есть, но отличается от общемировой. Задача сегодня -- подтянуть государственную авиацию к единым технологиям.

-- Как это происходит технологически?

-- Гражданская авиакомпания заявку на полет набирает на компьютере, прокладывая оптимальный маршрут, готовит документы в электронном виде и передает заявку в Центр организации полетов нажатием клавиши. В ответ получает план, в который включена и их заявка. Военные, выполнив расчет маршрута на штурманской линейке, на телеграфном аппарате набирают заявку или передают по телефону и ждут подтверждения. У них это называется «получить добро». Попытки автоматизации есть, но слабые. И для ЦАГИ это огромный рынок -- 100 аэродромов.

-- Вы сказали, что ЦАГИ также работает над новой концепцией управления воздушным движением?

-- Идея в том, что траектория движения воздушного судна должна быть заранее, до вылета, просчитана и увязана с траекториями других летательных аппаратов. Развести самолеты и вертолеты так, чтобы не возникло конфликтных ситуаций по эшелонам, трассам. Просчитывают обычные современные компьютеры, имеющие соответственное программное обеспечение.

Речь идет о системе информирования экипажей об оперативной навигационной обстановке и состоянии навигационных средств, самих аэродромов -- всего, что влияет на безопасность полетов. Где-то изменилась частота, какое-то средство выключено на профилактику. По каждому такому факту выпускается формализованное предупреждение.

-- И как часто они выпускаются?

-- В сутки таких предупреждений в мире тысячи. Раньше такая системы была разработана, но на бумаге: летчик перед рейсом получал гору бумаг и должен был отыскать в них, что же изменилось на предстоящем маршруте. Наша система построена комплексно. Центр аэронавигационной информации гражданской авиации собирает информацию со всего мира, классифицирует, частично переводит на русский язык и ведет базу данных оперативной информации, рассылая всем заинтересованным потребителям: авиакомпаниям, аэродромам, службам УВД. Наша система многоуровневая, на аэродромах и в авиакомпаниях стоят абонентские места, которые собирают информацию по району полетов, а "Аэрофлот", например, -- по всему миру.

-- Можете привести пример использования такой информации?

-- Лет семь назад Ан-124 полетел из Чкаловской в Турин. Там из-за ремонта был перенесен порог полосы. Другими словами, она была укорочена на 300 метров. Летчик не был к этому готов, среагировал поздно и попытался уйти на второй круг -- для новой посадки. Однако при наборе высоты громадная машина просела и зацепила хвостом за здание. Погиб один человек, экипаж, к счастью, не пострадал. Буквально на следующий день руководство из Чкаловской попросило установить информационную систему безопасности.

-- От каких еще бед может предупредить летчиков система управления воздушным движением?

-- За самолетами образуется вихревой след. Попадание следующего самолета в этот след чревато негативными последствиями. Это некомфортные условия полета -- болтанка, крен, перегрузки. Поэтому следующий шаг ЦАГИ -- давать пилотам не только описание случившегося, но и картинку. Когда идущий сзади самолет получает информацию, в том числе с земли и от впереди идущего борта, неприятностей можно избежать. Такие системы сейчас разрабатываются и будут поставлены на самолеты. Аппаратура для этого требуется небольшая.

Все большее значение придается экологической безопасности. Недалек тот день, когда придется так рассчитывать маршрут, чтобы обходить населенные пункты.

Очень важен расчет маневрирования в районе аэродрома. Критерии при этом таковы: безопасные высоты, препятствия в районе, наличие населенных пунктов, загрязнение -- шумовое и химическое. Но борьба с шумовым загрязнением -- это уже следующая задача.


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.09.2007
AP
Госдума утвердила Виктора Зубкова премьер-министром
Был ли в том злой умысел, чтобы рассматривать в Госдуме вопрос утверждения нового премьер-министра страны тринадцатым по счету, или нет, но на результате это никак не отразилось... >>
  • //  17.09.2007
Премьеры Михаил Фрадков и Виктор Зубков на словах почти не отличаются друг от друга
Выступление Виктора Зубкова в пятницу в Госдуме при его утверждении на должность премьер-министра и ответы на вопросы депутатов вряд ли позволяют делать серьезные выводы о том, как он будет строить работу нового кабинета министров... >>
  • //  17.09.2007
Reuters
Владимир Путин провел традиционную встречу с дискуссионным политическим клубом «Валдай»
В пятницу президент России Владимир Путин провел в Сочи традиционную ежегодную встречу с российскими и зарубежными политологами и аналитиками -- членами дискуссионного клуба «Валдай»... >>
  • //  17.09.2007
Одним из постоянных участников ежегодных встреч клуба «Валдай» с Владимиром Путиным является директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай ЗЛОБИН... >>
  • //  17.09.2007
Владимир Жириновский решил включить в первую тройку ЛДПР Андрея Лугового
Сегодня на своем 19-м съезде в Москве Либерально-демократическая партия -- к слову, единственная представленная во всех четырех думских созывах с момента образования Российской Федерации после распада СССР -- утвердит первую тройку федерального списка на предстоящих парламентских выборах... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
  • //  17.09.2007
Кирилл Каллиников
Григорий Явлинский готов сформировать в будущей Госдуме конституционное большинство
Прошедший в минувшие выходные съезд «Яблока» продемонстрировал, что лидер партии Григорий Явлинский, несмотря на поражение на прошлых думских выборах, не утратил чувства юмора и оптимизм... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
  • //  17.09.2007
Мэр Перми сократил словарный запас подчиненных
Некоторые мэры российских городов рассчитывают улучшить работу своих администраций за счет правки словарного запаса подчиненных. На днях глава Перми Игорь Шубин поддержал своего коллегу из города Мегион (Ханты-Мансийский автономный округ) Александра Кузьмина и презентовал сотрудникам список фраз-паразитов... >>
  • //  17.09.2007
Дмитрий Борко
В России создается центр связи нового поколения для управления воздушным движением
Самолеты, как и автомобили, передвигаются по дорогам, которые называются воздушными трассами. Эти дороги тоже нужно спроектировать, обустроить и эффективно использовать... >>
  • //  17.09.2007
14 августа -- 14 сентября 2007 года
«Политики глазами СМИ», совместный проект «Времени новостей» и компании «Медиалогия», -- это рейтинги политических персон, наиболее активно обсуждаемых в российских СМИ... >>
//  читайте тему:  Политики в СМИ. Рейтинги
  • //  17.09.2007
Президент Польши собрался в Катынь
Запланированный на сегодня первый визит в Россию главы польского государства неожидан и символичен. Не будет ни официальных переговоров с российским руководством, ни даже заезда в Москву... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ