N°159
04 сентября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.09.2007
Удаленный доступ к вечности
версия для печати
Британец Иэн Макьюэн -- главный герой минувшей недели. Экранизацией его романа «Искупление», исполненной режиссером Джо Райтом, открылся 64-й Венецианский фестиваль. Кинокритики разразились комплиментами в адрес необычного сюжета картины, не стесняясь превосходных степеней точно так же, как четырьмя годами раньше их коллеги литературные обозреватели. «Искупление» -- лучший роман Макьюэна, за который он лишь по досадному недоразумению не получил заслуженного Буккера, -- еще будет переиздан у нас к моменту появления фильма в отечественном прокате. Издательство «Росмэн», предвосхищая волну читательского и зрительского интереса, уже сейчас активно взялось за британского классика: вслед за зрелой «Субботой» вышел ранний (1981 года) роман Иэна Макьюэна «Утешение странников» (перевод с англ. В. Михайлина).

Сюжет самый что ни на есть макьюэновский. Британская пара (семь лет отношений: страсти улеглись, общие темы испарились) проводит отпуск в Венеции. В романе нигде и ни разу не фигурирует название города, но его топография очерчена с точностью до мелочей. Посвященный читатель без труда опознает пейзаж, смысловым центром которого «служит невысокий остров в полумиле от берега, целиком отведенный под кладбище», как набережную Неисцелимых и окутанный легендами Сан-Микеле, а «колоссальную площадь», на которой «повсюду толпились, суетились и гадили голуби», как знаменитую Сан-Марко. Венеция в романе лишена своего привычного романтического флера: Макьюэн описывает «вечно подрагивающий» ненадежный город, сбивающий с толку и не дающий туристу ни опоры, ни ориентира. «Дорожного движения в городе не было по определению, и оттого туристы обретали свободу теряться, где и как им заблагорассудится. Табличек на стенах не было. Приезжие, если не шли к какой-то заранее заданной цели, выбирали дорогу примерно так же, как выбирают цвет при покупке, и даже то, как они обычно терялись в городе, было результатом их свободного волеизъявления».

Изменчивый ландшафт, дарящий людям кажущуюся свободу, оборачивается опасной ловушкой. Типично макьюэновская коллизия: убежденные в незыблемости повседневных норм западные люди капитулируют перед вторжением иррационального фактора. Заплутавшие в лабиринте улиц туристы-британцы попадают в плен странного человека с повадками извращенца -- то ли мафиози, то ли владельца бара, который преследует их повсюду. Окруженный водой город оборачивается клаустрофобическим кошмаром, но одновременно с нарастанием чувства опасности к героям возвращается их давно утраченная страсть.

Макьюэн исследует скрытую природу желания, где наслаждение соседствует с унижением, а ненасытная жажда единения оборачивается стремлением к смерти. Опасность возбуждает воображение героев. Отказавшись от навязываемой путеводителями роли туристов, они теряют интерес к музеям, ресторанам и памятникам старины и попадают в сумрачный мир, где стерты границы между водой и сушей, сном и явью, нормой и безумием. Надо отдать должное автору, он превосходно справляется с атмосферой -- липкий страх не покидает читателя где-то с середины романа, но он не причиняет дискомфорта, а воспринимается как следствие повышенной влажности воздуха и удушливости городской среды. Гораздо хуже Макьюэн разбирается с сюжетом, становясь заложником тщательно выстраиваемого иррационального фактора. Поступки героев не получают логичного объяснения: мотивы их действий плывут и подрагивают как отражения в воде, а психоаналитические подпорки рушатся так же легко, как гнилые венецианские сваи. Конец романа откровенно пованивает дешевым триллером, оставляя неприятное чувство подлога и обмана.

Ранний Макьюэн («Утешение...» написано 26 лет назад) еще не умеет с одного удара загонять сюжетные шары в глубокие лунки, зато его неопытность обнажает чувства, которые он впоследствии ловко задрапирует писательским мастерством. Эпиграфом к роману он ставит цитату из Чазаре Павезе: «Путешествие -- жестокость. Оно вынуждает нас доверять чужакам и не искать привычного душевного уюта в друзьях и домашнем очаге. Мы теряем точку покоя. Нашего вокруг не остается ничего, за исключением вещей самых простых и насущных: воздуха, сна, того, что мы видим во сне, моря, неба -- то есть всего, что тяготеет к вечности». Позже Макьюэн научится держать себя в руках и откажется от порочной практики убивать героев. Но в «Утешении...» голос уверенного рассказчика срывается на режущий слух фальцет, в котором чувствуется оторопь и страх. Вторжение спонтанного безумия в размеренную жизнь обывателей станет фирменным сюжетом Иэна Макьюэна. Но только в «Утешении...» он не смог удержаться от предостережений: «никогда не заговаривайте с незнакомцами», «не выходи из комнаты, не совершай ошибки». Для Макьюэна физически необходим возврат в «точку покоя» (впоследствии его герои будут неизменно возвращаться к привычному положению вещей), удаленную от вечности на спасительное расстояние.
Наталия БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.09.2007
Корейский фестиваль закрылся французским балетом
У «Тщетной предосторожности», привезенной в Москву Национальной балетной труппой Кореи, дивные декорации. Художник Жером Каплан, вспомнив историю создания балета (в 1789 году танцовщик Парижской оперы Жан Доберваль увидел на стенке кабачка гравюру, вдохновившую его на постановку), поместил всех героев в «гравюрное» пространство... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  04.09.2007
Завершился конкурс Елены Образцовой в Санкт-Петербурге
В Большой зал Санкт-Петербургской филармонии народ валит валом -- накануне третьего тура дают концерт, посвященный Сергею Рахманинову. Поют лауреаты прошлых конкурсов Образцовой, и сама Елена Васильевна -- в самом конце... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  04.09.2007
Пятьдесят лет назад была написана «Вакханалия» Пастернака
«Мне кажется, эстетики не существует в наказанье за то, что она лжет, прощает, потворствует и снисходит. Что не ведая ничего про человека, она плетет сплетню о специальностях <...> Ясно, что это наука, которая классифицирует воздушные шары по тому признаку, где и как располагаются в них дыры, мешающие им летать»... >>
  • //  04.09.2007
Британец Иэн Макьюэн -- главный герой минувшей недели. Экранизацией его романа «Искупление», исполненной режиссером Джо Райтом, открылся 64-й Венецианский фестиваль... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика