N°121
12 июля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.07.2007
Вся королевская рать
В Геттингене делают образцовый фестиваль старинной музыки

версия для печати
Нижнесаксонский университетский городок, который запоминается великим множеством студентов на улицах и парками с вековыми дубами и липами, уже почти девяносто лет принимает у себя один из крупнейших форумов старинной музыки в мире -- Геттингенский Генделевский фестиваль. Появился он здесь по чистой случайности: сам Георг Фридрих Гендель в Геттингене никогда не бывал, даже проездом, зато местному профессору Оскару Хагену случилось быть горячим поклонником оперного творчества мастера, и в 1920 году, после почти двухсотлетнего забвения, он поставил в Геттингене одну из его опер, что дало толчок мощнейшему генделевскому ренессансу в Европе. Последствия хорошо известны -- сейчас Гендель входит в пятерку самых исполняемых оперных авторов, наряду с Моцартом, Верди, Вагнером и Пуччини. Но спокойный и уютный Геттинген словно скрывает ото всех этот славный исторический факт -- о том, что здесь по-прежнему происходят маленькие революции, основательно встряхивающие мир старинной музыки, можно догадаться только по надписям на афишах: ausverkauft (продано).

Рецепт успеха этого фестиваля на российский взгляд довольно загадочен: здесь делают так, как у нас бы сочли неправильным. Выбирают для проведения летний «мертвый» сезон -- и получают переполненные залы. Проводят концерты в рабочие дни, с полудня до полуночи. Ограничиваются музыкой одного автора -- и умудряются избежать непонятных широкой публике изысков и сохранить демократичный тон. Не боятся приглашать молодых, нераскрученных исполнителей -- и не делают ставку на гарантирующих полные залы звезд. И каждый раз выдумывают для фестиваля новую тему, которая часто позволяет даже самым заигранным хитам зазвучать в необычном контексте, заиграть новыми гранями. В этом году фестивальным motto стал остроумный девиз Macht und Ohnmacht -- игра слов, буквально означающая «власть и обморок», но подразумевающую тему «власти и безвластия». Галерея генделевских монархов разного калибра получилась увлекательной: здесь были Юлий Цезарь из одноименной оперы, Валтасар и Соломон -- персонажи библейских ораторий, а также примкнувший к ним Юпитер из впервые исполнявшейся оперы «Юпитер в Аргосе», составленной композитором из своих лучших арий (аналог современным компиляциям the best of...).

Удивительно, что в то время, когда лучшими европейскими умами уже владели идеалы Просвещения с его культом идеального монарха, Гендель делал своих королей очень человечными и чарующе «неидеальными» -- сомневающимися, подверженными сиюминутным страстям и порокам, часто заносчивыми и инфантильными. Особенно это было заметно в постановке «Юлия Цезаря», самой знаменитой генделевской драмы, которая в прочтении немецкого режиссера Игоря Фолвилла обрела ярко ироническое звучание. Долговязый и незадачливый Цезарь (Кай Вессель) и развеселая субретка Клеопатра (Софи Данеман) сильно сбавили серьезный градус сюжета, хотя все лирические кульминации были озвучены ими с должной серьезностью (в этом с ним соперничали исполнители второстепенных ролей -- Дайана Мур и Сесиль ван ден Сант), а дирижер -- художественный руководитель фестиваля Николай Макгеган -- обеспечил солидную оркестровую поддержку. Гораздо более благородным получился царь Соломон -- молодой британский контратенор Тим Мид в заглавной роли прекрасно смотрелся в обрамлении сильнейших партнеров -- экспертов генделевского вокала Родерика Уильямса, Доминик Лабелль и Майкла Слэттери, а хор мальчиков Вестминстерского аббатства, командированный из Лондона, придал оратории британской элегантности. По совокупности достижений исполненный в концертном варианте «Соломон» обогнал сценическую версию «Цезаря», которому трудно тягаться со спектаклями крупных европейских театров, где на постановки тратятся миллионы евро.

Можно и должно восхититься стараниями организаторов создать на фестивале что-то свое, не заимствуя банально сданный в архив спектакль из какого-нибудь оперного театра. Здесь вообще претендуют на эксклюзивность, что доказала третья кульминация фестиваля, опера «Юпитер в Аргосе». Впервые прозвучавший после двухсот пятидесяти лет (!) забвения «Юпитер» никак не напоминал запылившийся раритет. В интерпретации американского дирижера Элана Кертиса, сильного состава певцов и оркестра Il Complesso Barocco незамысловатая история об олимпийце, соблазняющем наивных нимф, зазвучала свежо и динамично -- три часа пролетели на одном дыхании, а Геттингенский фестиваль в очередной раз опроверг распространенный предрассудок, что опера в концертном исполнении скучна и невыразительна.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ, Геттинген--Москва
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.07.2007
ИТАР-ТАСС
«Славянский базар» и другие летние фестивали
В то время как в поселке Эммаус Тверской области тихо-мирно, не нарушив ни общественного, ни художественного спокойствия, прошел большой рок-фестиваль с парой хедлайнеров и массой малоизвестных групп (в том числе «Пилигримом» депутата Мосгордумы Андрея Ковалева, малоудачно певшим альбом «Слава России!» под ругань скучающей публики), а в Рязанской области по причинам, отдаленно напоминающим политические, не прошел самый брендовый фестиваль «Нашествие», на «Славянском базаре» в Витебске царила абсолютнейшая лепота... >>
  • //  12.07.2007
© Eredi Archivio Ugo Mulas
Итальянская фотография 30--70-х годов прошлого века в Москве
В «Большом Манеже» можно познакомиться с ретроспекцией итальянской фотографии второй трети прошлого века. Организованная Московским домом фотографии при поддержке MasterCard, банка Intesa, San Paolo, KMB-банка, Eni экспозиция собрана из частной коллекции Прельц Ольтрамонти и привезена куратором Еленой Джеуной с помощью посольства Италии и Итальянского института культуры... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  12.07.2007
Продолжается публикация поденных записей Владимира Теляковского
Вышел из печати третий том «Дневников» Владимира Теляковского -- издательство «Артист. Режиссер. Театр» продолжает свою работу по публикации уникальной личной хроники конца XIX -- начала ХХ века... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  12.07.2007
В Геттингене делают образцовый фестиваль старинной музыки
Нижнесаксонский университетский городок, который запоминается великим множеством студентов на улицах и парками с вековыми дубами и липами, уже почти девяносто лет принимает у себя один из крупнейших форумов старинной музыки в мире -- Геттингенский Генделевский фестиваль... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама