N°104 19 июня 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Любовь холоднее смерти Ульяна Лопаткина станцевала «Кармен»
В последнее время петербургская прима осваивает репертуар Майи Плисецкой -- и Лопаткину не смущает ни разница школ, ни разница темпераментов, ни разница обстоятельств. Важно другое: обозначить «наследство по прямой», преемственность титула первой балерины страны. Когда шестнадцать лет назад только что выпустившаяся из школы Лопаткина этот титул с легкостью взяла -- из воздуха, где он парил, не принадлежа никому, потому что балерины такого масштаба в безвременье просто не было, -- она о подобных вещах не задумывалась, она просто была сама собой. Теперь вдруг будто бы возникла необходимость легитимизировать власть. И вот вслед за «Гибелью розы» Лопаткина танцует «Кармен-сюиту». Приезжает заранее, репетирует до глубокой ночи, привозит для надежности своего собственного Хозе (Ивана Козлова из театра Бориса Эйфмана) и расчислено рассказывает историю о любви и смерти.
О смерти -- это всегда у Лопаткиной получалось отлично. В «Звуках пустых страниц» ее героиня была гостьей из темноты, в «Юноше и смерти» она появлялась в маске-черепе и уводила героя в прогулку по крышам Парижа (предварительно уговорив его повеситься). И в классике лучшая, непревзойденная ее роль -- в «Баядерке», и лучшая часть этой роли та, когда Никия уже не человек, но спускающаяся с Гималаев тень, объясняющая герою, что раз он ее предал, то уж и жить дальше не стоит. С любовью несколько сложнее -- знаменитый самоконтроль Лопаткиной мешает изображению великих страстей. Балерина может выгнуться дугой, изображая в «Легенде о любви» томление, но не будет никакого дрожания плоти в этой дуге, она будет прочерчена таким точным циркулем, что все оценят только фантастическую графику позы. И тут -- Кармен. И конечно, эта испанская цыганка превращается у Лопаткиной еще в один вариант смерти, властной и холодной. Короткое черное платье (никаких там красных тем!). Каждая поза графична, и в каждой позе нет ни капли соблазна. В контактах с Роком нет вовсе никакого смысла -- она сама себе Рок, и кто там еще мешается под ногами? С простодушным, крепким, наивным Хозе эта Кармен играет даже не как кошка с мышкой, но как змея с кроликом. Гипнотизирует мгновенно, чуть усмехается, ведет за собой. И вертикальные шпагаты, звучавшие у Плисецкой как эротический вызов, как знойное словцо в привычном словесном строе, превращаются у Лопаткиной в обыденную экстремальную речь. Кармен Плисецкой любила жизнь и рисковала ею, не задумываясь, но так, как рискуют девчонки, выезжающие на мотоциклах без шлемов. Риск, ежесекундно излучаемый Лопаткиной, запредельный, схожий лишь с наркотическими путешествиями. И не складывается, не собирается дуэт. То есть Иван Козлов честно играет впервые влюбившегося взрослого мальчишку (и показывает себя при том образцовым партнером, без напряжения работающим с немаленькой балериной), но вот представить себе этих двух людей как пару невозможно. Влюбиться в такую Кармен может только отчаянный декадент, склонный воспевать собственную погибель в пышных стихах, но не здоровый деревенский парень. Они из разных историй, и вообще из разных вселенных. А администрацию Большого можно только поблагодарить за приглашение балерины. В конце концов, спектакль «Ульяна Лопаткина» ничуть не менее интересен, чем спектакль «Кармен». |
Вручена премия «Хрустальная Турандот» Театральный сезон еще не завершился, а первую театральную премию по его итогам уже вручили. Вот уже шестнадцать лет «Хрустальную Турандот» вручают в июне, и то, что в последние годы московские театры выпускают премьеры до самого августа, никого не смущает -- тут праздник всегда считали важнее формальностей... >>
Новая экспозиция искусства XX века в Третьяковке Запомнился зал в торце анфилады, где коридор поворачивает налево. Зал этот угловой, он напихан живописью соцреалистов: Александра Герасимова, Василия Ефанова, Аркадия Пластова... >>
Ульяна Лопаткина станцевала «Кармен» В последнее время петербургская прима осваивает репертуар Майи Плисецкой -- и Лопаткину не смущает ни разница школ, ни разница темпераментов, ни разница обстоятельств. Важно другое: обозначить «наследство по прямой», преемственность титула первой балерины страны... >>
Энтони Капелла. Пища любви. Перевод с англ. М. Ворсановой. -- М.: Издательство Ольги Морозовой, 2007... >>
17-й международный кинофестиваль «Послание к человеку» открылся 15 июня в Санкт-Петербурге. В этом году заявок на участие было подано как никогда много --- 1854 картины из 74 стран, что объясняется не только ростом количества желающих снимать документальные и анимационные картины, но и тем, что в этом году консервативный питерский форум впервые принимает работы, снятые на «цифре»... >>
В Москве прошло награждение лауреатов журналистского конкурса «Город женщин» На днях в столицу России съехались журналисты из стран СНГ и Балтии для того, чтобы получить заслуженные награды за лучшие статьи и сюжеты на женскую тему... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|