N°104 19 июня 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Принцип караоке Новая экспозиция искусства XX века в Третьяковке
Запомнился зал в торце анфилады, где коридор поворачивает налево. Зал этот угловой, он напихан живописью соцреалистов: Александра Герасимова, Василия Ефанова, Аркадия Пластова. Зал единственный, имеющий огромные окна с видом на Москву. И вот получилась великолепная инсталляция. Справа от окна -- «два вождя после дождя» (картина, где Сталин с Ворошиловым идут по кремлевской аллее, выполнена в энергичной импрессионистической манере), слева -- орясина, где Сталин встречается с ветеранами Первой конной. А в окне артефакты сегодняшнего дня: церетелиевский Петр, рядом с «Президент-отелем» гордость мэра -- дом «Коперник», храм Христа Спасителя. А на переднем плане -- набережная Москвы-реки, пришвартованный прогулочный кораблик и на нем надпись: «караоке».
Вот этот ассамбляж -- ключевой для понимания логики экспозиции искусства XX века в ГТГ. От старой версии, той, что была сочинена и инсталлирована бывшими руководителями Третьяковки на Крымском валу Яном Бруком и Александром Морозовым, нынешняя, придуманная и воплощенная Ириной Лебедевой (заместитель директора ГТГ, специалист по искусству XX века), отличается. Но не то чтобы радикально. Убеждает дизайн с деликатно тонированными стенами и разреженным ритмом развески картин. Смотреть комфортнее. Убеждает более дифференцированный подход к разным периодам истории отечественного искусства. Авангард, в частности, не ограничивается теперь лишь «Бубновым валетом» и «Беспредметностью», но и включает разделы «Экспрессионизм» (Кандинский, Филонов), «Лаборатория конструктивизма» (Стенберг, Степанова, Медунецкий, Попова, Родченко, Татлин). Художники из разных, противоположных лагерей нынче не толкутся вместе (как раньше -- Климент Редько с картиной «Восстание», где макабрический Ленин дирижирует черной толпой, висел напротив бубнововалетовца Аристарха Лентулова). Теперь все расфасовано по разделам со строгими ярлычками. Но вот что интересно: общий вектор движения искусства XX века мало чем отличается от старой версии. То есть был у нас авангард. Потом он согрешил с фигуративной живописью. Вышел Дейнека с Самохваловым. Потом наступил официоз, а чудаковатые маргиналы (типа Г. Рублева или Татьяны Мавриной, или Фалька) спаслись эскапизмом в свои малопонятные массам живописные миры. Официоз парадно шествовал в 50-е. Далее тот же соцреализм соблазнил художников раздела «Свобода художественного поиска. 1940--1970-е». Ефрем Зверьков и братья Ткачевы по качеству «энергичной кисти» мало чем отличаются от Василия Ефанова. Потом вспомнили о втором пришествии авангарда («неофициальное искусство», от Злотникова, Рогинского, Яковлева до Кабакова, Булатова, Базилева). Но апофеоз -- всеобщее братание, последний зал анфилады, где выставлены академики сегодняшней Академии художеств. То есть лицезреем опусы славного поколения «левого МОСХа»: Татьяны Назаренко, Ирины Старженецкой, Натальи Нестеровой... Получается, что именно они примирили авангард и соцреализм, нашли «золотую» для них середину и подытожили историю искусства XX столетия. Впечатляющая кода. И она вышла такой не случайно. Ведь по степени неотрефлектированной эклектичности языка Академия художеств сегодня очень напоминает программу какого-нибудь телевизионного канала. В одной сетке там могут спариваться фильм «Ворошиловский стрелок», «Груз 200» и «Брежнев». И каждый может выбирать по вкусу. А правит бал безответственность. Боязнь ответственности определила и режиссуру новой экспозиции XX века. Каждый может подпеть своему мотивчику караоке. Фанаты Прокофьева -- Александре Экстер. Любители «старых песен о главном» -- «Колхозным праздникам». Поклонники Цоя -- Шерстюку. Поклонники Окуджавы -- Гелию Коржеву... Такой у нас объективизм паче гордости! |
Вручена премия «Хрустальная Турандот» Театральный сезон еще не завершился, а первую театральную премию по его итогам уже вручили. Вот уже шестнадцать лет «Хрустальную Турандот» вручают в июне, и то, что в последние годы московские театры выпускают премьеры до самого августа, никого не смущает -- тут праздник всегда считали важнее формальностей... >>
Новая экспозиция искусства XX века в Третьяковке Запомнился зал в торце анфилады, где коридор поворачивает налево. Зал этот угловой, он напихан живописью соцреалистов: Александра Герасимова, Василия Ефанова, Аркадия Пластова... >>
Ульяна Лопаткина станцевала «Кармен» В последнее время петербургская прима осваивает репертуар Майи Плисецкой -- и Лопаткину не смущает ни разница школ, ни разница темпераментов, ни разница обстоятельств. Важно другое: обозначить «наследство по прямой», преемственность титула первой балерины страны... >>
Энтони Капелла. Пища любви. Перевод с англ. М. Ворсановой. -- М.: Издательство Ольги Морозовой, 2007... >>
17-й международный кинофестиваль «Послание к человеку» открылся 15 июня в Санкт-Петербурге. В этом году заявок на участие было подано как никогда много --- 1854 картины из 74 стран, что объясняется не только ростом количества желающих снимать документальные и анимационные картины, но и тем, что в этом году консервативный питерский форум впервые принимает работы, снятые на «цифре»... >>
В Москве прошло награждение лауреатов журналистского конкурса «Город женщин» На днях в столицу России съехались журналисты из стран СНГ и Балтии для того, чтобы получить заслуженные награды за лучшие статьи и сюжеты на женскую тему... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|