N°98
07 июня 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.06.2006
ИНТЕРПРЕСС
Гавань коррупции
Практически все российские морские порты являются нелегальными

версия для печати
Очередное заседание Морской коллегии при правительстве России прошло вчера в Санк-Петербурге. Председательствовал на заседании глава коллегии, вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов. Состав участников был весьма внушительным. Достаточно назвать главу Минэкономразвития Германа Грефа, министров транспорта Игоря Левитина и природных ресурсов Юрия Трутнева, мэра северной столицы Валентину Матвиенко, главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина. Впечатляют и выдвинутые на коллегии предложения, принятые решения, в которых ощущается влияние свежего балтийского ветра.

Во-первых, предложено создать национальную программу освоения минеральных ресурсов континентального шельфа. Он, по мнению Юрия Трутнева, имеет для страны стратегическое значение и может обеспечить нас энергоносителями на ближайшие десятки лет. Только начальные извлекаемые ресурсы российского шельфа «тянут» на 100 млрд тонн условного топлива. Доразведка, которую просто необходимо провести государству, позволит локализовать месторождения, снизить риски и привлечь инвесторов, в том числе иностранных. Однако условия конкурсов для иностранцев планируется ужесточить -- российских поставщиков оборудования будет не менее 60%.

Сфера освоения шельфа и глубоководные работы были отнесены коллегией к высоким технологиям -- наряду с космическими и нанотехнологиями. По мере работ на шельфе могут быть получены результаты, которые затем можно будет использовать в других высокотехнологичных сферах. Кроме того, освоение шельфа потребует производства большого количества техники -- такого рода заказами вполне можно загрузить научно-исследовательские институты и оборонно-промышленный комплекс, который теперь тоже курирует Сергей Иванов. Попутно с освоением шельфа вспомнили и о некогда великом Северном морском пути, который сегодня заканчивается районом деятельности "Норильского никеля". Даже предварительные исследовательские работы на шельфе, сказал вице-премьер Иванов, приведут к возрождению и развитию береговой структуры Севморпути.

До конца года предполагается внести на рассмотрение Госдумы законопроект о морских портах. Для кого-то они превратились в тихие доходные гавани, а то и заводи. Сергей Иванов выступает за превращение морских портов из «черных дыр в прозрачные и нормальные хозяйственные механизмы». Вице-премьера очень возмутило то обстоятельство, что морской порт в Санкт-Петербурге не имеет юридического названия. Морская коллегия тут же дала беспаспортной гавани имя «Большой порт. Санкт-Петербург».

Однако кроме Петербургского в стране есть еще 61 порт. А надлежащим юридическим образом документы оформлены лишь на один из них, документы еще на 15 портов находятся в Минтрансе. Между тем более 40% объема российской внешней торговли идет именно через порты. На вчерашней коллегии намечены предварительные шаги по совершенствованию порядка строительства и открытия портов, их реконструкции, закрытия и ликвидации. Вполне возможно, что морские и речные порты будут переданы регионам. Кстати, законопроект о морских портах имеется в наличии уже шесть лет, но его принятие явно сдерживается лоббистскими группировками.

После вчерашнего заседания правительство поработает над своим постановлением по юридическому оформлению морских и речных портов, регламентированию режима пунктов пропуска в них. Часто пункты пропуска существуют за счет владельцев портов или арендаторов, а это, по мнению, Сергея Иванова, типичнейшая коррупция. Вообще проблема на заседании Морской коллегии была поставлена шире -- речь шла о необходимости создания Федерального агентства по пунктам пропуска на границе, которое регулировало бы внешнеэкономическую деятельность на железнодорожных, автомобильных и морских рубежах.

Сегодня, по данным пограничников, в России действует 105 пунктов пропуска, большинство из которых не отвечают международным стандартам. Вполне возможно, агентство будет распределять бюджетные средства и станет генеральным заказчиком по федеральной программе «Госграница». Главная же задача нового ведомства, по определению Германа Грефа, «эффективное администрирование движением грузов».

Игорь Левитин поспешил доложить, что программа развития морских пунктов пропуска уже действует, на ее реализацию в ближайшие четыре года будет выделено 2,2 млрд руб. В рамках этой программы планируется обустроить 22 морских пункта пропуска, все они до конца года пройдут паспортизацию. Вчера же глава Минэкономразвития Герман Греф, на которого возложено регулирование деятельности пунктов пропуска, пообещал: решение о создании агентства принято, оно должно приступить к работе максимум к середине 2007 года. И начнет с регулирования деятельности крупнейших портов -- того же Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Новороссийска, дальневосточных гаваней.

Члены коллегии обсудили концепцию создания холдинга надводного судостроения. Документ в дальнейшем будет рассмотрен военно-промышленной комиссией, а затем и на заседании кабинета министров России. Но уже сегодня определен один из принципов формирования вертикальной интегрированной структуры -- во внимание не будет браться, частное предприятие входит в холдинг или государственное. Принципиально только то, что создаваемая структура будет разделена с подводным судостроением -- стратегическими ядерными силами ВМФ.

Вокруг каких предприятий будет формироваться новый холдинг, сказать сложно. Но вряд ли это будут «Северная верфь» и Балтийский судостроительный завод. Как сообщил вчера из Санк-Петербурга «Времени новостей» ответственный секретарь Морской коллегии вице-адмирал Александр Балыбердин, руководители этих двух предприятий были заслушаны членами коллегии в закрытом режиме. Предмет разговора -- недостатки в выполнении гособоронзаказа и недостаточно быстрое строительство ледоколов.
Николай ПОРОСКОВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  07.06.2006
Кирилл Каллиников
"Единая Россия" встала в оппозицию к отдельно взятому министерству
Во вторник распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова был освобожден от должности заместитель главы Министерства регионального развития Владимир Аверченко, курировавший самую болезненную сферу -- ЖКХ... >>
  • //  07.06.2006
Кирилл Каллиников
СПС подал в суд на пермское региональное отделение «Единой России»
Вчера в Перми прошло первое заседание суда по иску партии «Союз правых сил» к региональному отделению «Единой России»... >>
  • //  07.06.2006
ИНТЕРПРЕСС
Практически все российские морские порты являются нелегальными
Очередное заседание Морской коллегии при правительстве России прошло вчера в Санк-Петербурге. Председательствовал на заседании глава коллегии, вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов... >>
  • //  07.06.2006
В России нарастает общий кризис доверия
Занимаясь теоретическими вопросами и практическими проблемами развития корпоративной социальной ответственности (КСО) в России, мне постоянно приходится сталкиваться с категорией «доверие»... >>
  • //  07.06.2006
Власти Чечни начинают интересоваться общественным мнением
Социологи проанализировали состояние гражданского общества в Чечне и Ингушетии. Эксперты фонда «Фокус-медиа» представили вчера в Доме журналиста первые результаты проекта развития гражданского общества в этих северокавказских республиках... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Ингушетии
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  07.06.2006
Григорий Явлинский поставил диагноз российской политико-экономической системе
Сформированная в России политико-экономическая система не способна вывести ее на ведущие позиции в мире, поставить в один ряд с развитыми странами... >>
  • //  07.06.2006
Чиновникам ФТС предъявили новые обвинения
Новое продолжение получил вчера скандал о разоблачении коррупционеров в Федеральной таможенной службе (ФТС). Прокуратура Москвы обвинила в злоупотреблении служебными полномочиями сразу четырех высокопоставленных чиновников этого ведомства... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ