Время новостей
     N°98, 07 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2006
Гавань коррупции
Практически все российские морские порты являются нелегальными
Очередное заседание Морской коллегии при правительстве России прошло вчера в Санк-Петербурге. Председательствовал на заседании глава коллегии, вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов. Состав участников был весьма внушительным. Достаточно назвать главу Минэкономразвития Германа Грефа, министров транспорта Игоря Левитина и природных ресурсов Юрия Трутнева, мэра северной столицы Валентину Матвиенко, главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина. Впечатляют и выдвинутые на коллегии предложения, принятые решения, в которых ощущается влияние свежего балтийского ветра.

Во-первых, предложено создать национальную программу освоения минеральных ресурсов континентального шельфа. Он, по мнению Юрия Трутнева, имеет для страны стратегическое значение и может обеспечить нас энергоносителями на ближайшие десятки лет. Только начальные извлекаемые ресурсы российского шельфа «тянут» на 100 млрд тонн условного топлива. Доразведка, которую просто необходимо провести государству, позволит локализовать месторождения, снизить риски и привлечь инвесторов, в том числе иностранных. Однако условия конкурсов для иностранцев планируется ужесточить -- российских поставщиков оборудования будет не менее 60%.

Сфера освоения шельфа и глубоководные работы были отнесены коллегией к высоким технологиям -- наряду с космическими и нанотехнологиями. По мере работ на шельфе могут быть получены результаты, которые затем можно будет использовать в других высокотехнологичных сферах. Кроме того, освоение шельфа потребует производства большого количества техники -- такого рода заказами вполне можно загрузить научно-исследовательские институты и оборонно-промышленный комплекс, который теперь тоже курирует Сергей Иванов. Попутно с освоением шельфа вспомнили и о некогда великом Северном морском пути, который сегодня заканчивается районом деятельности "Норильского никеля". Даже предварительные исследовательские работы на шельфе, сказал вице-премьер Иванов, приведут к возрождению и развитию береговой структуры Севморпути.

До конца года предполагается внести на рассмотрение Госдумы законопроект о морских портах. Для кого-то они превратились в тихие доходные гавани, а то и заводи. Сергей Иванов выступает за превращение морских портов из «черных дыр в прозрачные и нормальные хозяйственные механизмы». Вице-премьера очень возмутило то обстоятельство, что морской порт в Санкт-Петербурге не имеет юридического названия. Морская коллегия тут же дала беспаспортной гавани имя «Большой порт. Санкт-Петербург».

Однако кроме Петербургского в стране есть еще 61 порт. А надлежащим юридическим образом документы оформлены лишь на один из них, документы еще на 15 портов находятся в Минтрансе. Между тем более 40% объема российской внешней торговли идет именно через порты. На вчерашней коллегии намечены предварительные шаги по совершенствованию порядка строительства и открытия портов, их реконструкции, закрытия и ликвидации. Вполне возможно, что морские и речные порты будут переданы регионам. Кстати, законопроект о морских портах имеется в наличии уже шесть лет, но его принятие явно сдерживается лоббистскими группировками.

После вчерашнего заседания правительство поработает над своим постановлением по юридическому оформлению морских и речных портов, регламентированию режима пунктов пропуска в них. Часто пункты пропуска существуют за счет владельцев портов или арендаторов, а это, по мнению, Сергея Иванова, типичнейшая коррупция. Вообще проблема на заседании Морской коллегии была поставлена шире -- речь шла о необходимости создания Федерального агентства по пунктам пропуска на границе, которое регулировало бы внешнеэкономическую деятельность на железнодорожных, автомобильных и морских рубежах.

Сегодня, по данным пограничников, в России действует 105 пунктов пропуска, большинство из которых не отвечают международным стандартам. Вполне возможно, агентство будет распределять бюджетные средства и станет генеральным заказчиком по федеральной программе «Госграница». Главная же задача нового ведомства, по определению Германа Грефа, «эффективное администрирование движением грузов».

Игорь Левитин поспешил доложить, что программа развития морских пунктов пропуска уже действует, на ее реализацию в ближайшие четыре года будет выделено 2,2 млрд руб. В рамках этой программы планируется обустроить 22 морских пункта пропуска, все они до конца года пройдут паспортизацию. Вчера же глава Минэкономразвития Герман Греф, на которого возложено регулирование деятельности пунктов пропуска, пообещал: решение о создании агентства принято, оно должно приступить к работе максимум к середине 2007 года. И начнет с регулирования деятельности крупнейших портов -- того же Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Новороссийска, дальневосточных гаваней.

Члены коллегии обсудили концепцию создания холдинга надводного судостроения. Документ в дальнейшем будет рассмотрен военно-промышленной комиссией, а затем и на заседании кабинета министров России. Но уже сегодня определен один из принципов формирования вертикальной интегрированной структуры -- во внимание не будет браться, частное предприятие входит в холдинг или государственное. Принципиально только то, что создаваемая структура будет разделена с подводным судостроением -- стратегическими ядерными силами ВМФ.

Вокруг каких предприятий будет формироваться новый холдинг, сказать сложно. Но вряд ли это будут «Северная верфь» и Балтийский судостроительный завод. Как сообщил вчера из Санк-Петербурга «Времени новостей» ответственный секретарь Морской коллегии вице-адмирал Александр Балыбердин, руководители этих двух предприятий были заслушаны членами коллегии в закрытом режиме. Предмет разговора -- недостатки в выполнении гособоронзаказа и недостаточно быстрое строительство ледоколов.

Николай ПОРОСКОВ