N°67
18 апреля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.04.2006
Перемена формата
На канале НТВ завершился показ 12-серийного фильма «Казус Кукоцкого»

версия для печати
Сериал по роману Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» шел на НТВ по выходным в не слишком рейтинговое время -- с двух до четырех часов дня. Премьеру его канал откладывал несколько месяцев, рекламы почти не было. Видимо, проект на НТВ сочли не перспективным. Странно, что об этом не подумали, когда приступали к съемкам, поскольку все составляющие изначально могли бы вызвать сомнения. Сам Грымов с его ранними киноопытами вроде «Муму» и «Коллекционера» никак не обещал кассового успеха и легкого занимательного изложения.

Да и Людмила Улицкая, хотя и имеет свой круг читателей, но писательницей для массовой аудитории ее не назовешь. К тому же именно этот сюжет про странную семью доктора Кукоцкого, где никто не связан друг с другом кровным родством, но все соединены сложными, иррациональными отношениями, для сериала, где в первую очередь требуется крепкая интрига, подходит плохо.

Юрий Кукоцкий -- сторонник легализации абортов, запрещенных в СССР с 1936 года. Он понимает вред, который наносит здоровью нации это запрещение -- женщины, подпольно прерывая нежелательную беременность, подвергают опасности свою жизнь. Несмотря на мистический дар диагноста, умеющего видеть внутренним взором все болезни пациента, Кукоцкий -- рационалист. Он добрый хороший человек, он любит свою жену, ее дочь Таню, пригрел сироту Тому, но, видимо, главное в жизни его пониманию недоступно. И за свою духовную слепоту он наказан сумасшествием жены, смертью любимой Тани и прочими невзгодами. Собственно, этих перипетий было бы вполне достаточно для того, чтобы рассказанная история одной семьи на фоне советской жизни от 40-х до 80-х годов выглядела убедительно и не плоско. Но режиссер с самого начала заявлял, что снимает не сериал, а кинороман, и что его интересует философия романа Улицкой. Правда, он же обещал постараться, сохранив сложность авторского сюжета, сделать его занимательным для массовой аудитории.

Однако, как ни странно, все получилось довольно интересно. Оказывается, Юрий Грымов действительно чувствует природу кино -- после его предыдущих фильмов это утверждать было бы сложно. В телеверсии романа ему удалось сделать кадр не по-сериальному насыщенным, многоплановым и глубоким. Пространство, в котором живут его герои, большей частью кажется реальным и живым. Сыгравшая Таню и ее дочь Женю Чулпан Хаматова, актриса, от которой после ее участия едва ли не во всех сериалах публика начала уставать, в фильме Грымова даже не очень похожа на саму себя, сохранив, однако, свою фирменную живость и нервную органику.

Взаимоотношения персонажей оказались увлекающими, за ними интересно наблюдать и им можно сопереживать. Елена Дробышева, Мария Кузнецова, Юрий Цурило, Карен Бадалов через все двенадцать серий пронесли единство характеров, человеческую теплоту и редкую для телепродукции естественность.

История семьи Кукоцких и примкнувших к ним Голдбергов оказалась живой, узнаваемой и привлекательной. Вот только узнать об этом довелось не всем телезрителям. Первая серия фильма, которой собственно и требовалось завлечь публику, -- едва ли не самая невнятная и скучная (если не считать последней). Вытерпеть эту натужную метафизику, не зная содержания романа, почти невозможно. Рыжие пески, снимать которые ездили прямо-таки в саму Сахару, оказались очень плоской метафорой для тонких миров, где оказываются персонажи, уходящие из этого -- грубого и вещного мира. Вообще вся мистика, которой, на мой взгляд, напрасно, но многим нравится, наполнен роман Улицкой, в сериале не задалась. Длинные паузы, многозначительные зависания, которые время от времени сменяют яркие и вполне человеческие, интересно построенные драматические отношения персонажей, совершенно лишние для такого простого и ясного жанра, каким является телевизионное многосерийное кино. Такие фильмы хорошо умеют снимать в Британии -- там есть культура рассказа, при которой для того, чтобы быть занимательным, вовсе не обязательно быть пошлым и дешевым. Но и многозначительным, туманным и символистским быть совершенно не обязательно. Собственно, ведь Улицкую любят не за глубокомысленные отступления, а за дар рассказчика, обстоятельно и со вкусом излагающего обстоятельства разнообразно выстроенных судеб.

Увы. Грымов не смог ограничить себя законами жанра. В результате фильм, который мог бы стать очень хорошим, оказался хуже своих возможностей. Впрочем, часть аудитории его все-таки оценила -- несмотря на неудачное время, доля сериала была все-таки чуть выше, чем средняя для канала НТВ, и что важно -- она росла от серии к серии. Так что напрасно канал отказался потратить силы на его продвижение.

Сейчас началась рекламная кампания сериала про другого доктора -- Юрия Живаго, снятого по роману Бориса Пастернака режиссером Александром Прошкиным. У этого проекта добрая слава, но и его премьеру руководство НТВ почему-то додержало в своих закромах до весны, а теперь обещает показать в дни майских праздников, когда большая часть публики разъедется на отдых. Единственное объяснение -- договоренности об этих фильмах возникли еще до того, как НТВ в борьбе за рейтинг превратилось в главный криминальный канал. И теперь, чтобы не портить имиджа, всякую «интеллигентщину» просто убирают с глаз подальше.
Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Телепремьеры


  КУЛЬТУРА  
  • //  18.04.2006
Сергей Хачатуров
Артсообщество столицы встало на защиту архитектурного авангарда
Сразу несколько событий московской художественной жизни посвящены великой истории и тревожной судьбе российского архитектурного авангарда... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  18.04.2006
«Кинотавр» объявил о своих планах
Вчера прошла пресс-конференция, на которой новые руководители «Кинотавра» -- Александр Роднянский и Игорь Толстунов -- рассказали, каким будет 17-й сочинский фестиваль... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  18.04.2006
На канале НТВ завершился показ 12-серийного фильма «Казус Кукоцкого»
Сериал по роману Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» шел на НТВ по выходным в не слишком рейтинговое время -- с двух до четырех часов дня. Премьеру его канал откладывал несколько месяцев, рекламы почти не было. Видимо, проект на НТВ сочли не перспективным... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  18.04.2006
Мишель Уэльбек. Возможность острова. Перевод с фр. Ирины Стаф. -- М.: Иностранка, 2006. Чтобы представить публике свой последний роман, главный мизантроп Европы специально приехал в Россию... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика