N°29
20 февраля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.02.2006
AP
Еще один президент
В самой большой республике Северного Кавказа экстренно меняется власть

версия для печати
В минувшую субботу Владимир Путин второй раз за три дня принял теперь уже бывшего главу Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова. Который, напомним, в четверг объявил о своей добровольной отставке. На новую встречу в Москву г-н Магомедов прибыл вместе со спикером Народного собрания Дагестана Муху Алиевым. Этот совместный визит вроде бы подтвердил предположения многих наблюдателей, считающих 65-летнего аварца Алиева наиболее вероятным преемником дагестанского «патриарха», даргинца Магомедова.

Уроженец селения Леваши Магомедали Магомедов с небольшими перерывами руководил Дагестаном с 1983 года, когда он впервые возглавил правительство автономии. С 1990 года он был председателем дагестанского Верховного совета -- не в последнюю очередь благодаря ему Дагестан фактически отказался принять участие в «параде суверенитетов», охватившем Северный Кавказ и другие российские регионы в период распада СССР. Дагестан единственный из кавказских регионов отказался вводить у себя политический институт президентства -- именно г-н Магомедов еще в начале 90-х годов говорил, что президент в России должен быть только один.

Впрочем, идея эта была обязана своим происхождением не столько высокой степени лояльности г-на Магомедова по отношению к федеральному центру, сколько сложности этнополитического ландшафта самого Дагестана. В начале 90-х годов прошлого века почти каждый из многочисленных этносов этой уникальной республики заявлял об обширных политических амбициях, нередко подкрепляя эти заявления вооруженным ополчением. Чтобы сохранить относительную внутреннюю стабильность и хотя бы символически уравновесить политические интересы основных этнических групп, в 1994 году был создан Госсовет Дагестана -- своеобразный «коллективный президент», в состав которого входили представители 14 «титульных» этносов, избираемых депутатами парламента. Бессменным председателем Госсовета с момента его создания был даргинец Магомедали Магомедов. Остальные члены Госсовета играли второстепенную роль, а реальная система этнических сдержек и противовесов строилась уже на других «этажах» системы управления. Тем не менее заслугу Госсовета в сохранении стабильности и мира в Дагестане во второй половине 1990-х -- начале 2000-х годов сложно переоценить.

«Дагестан никогда добровольно не входил в состав России и никогда добровольно не выйдет из нее», -- говорил Магомедали Магомедов. Ему действительно удалось «удержать» пограничную с Чечней республику и в период махачкалинских волнений 1998 года, которые он фактически остановил, не побоявшись приехать в свой занятый мятежниками кабинет, и во время атаки боевиков в августе--сентябре 1999 года. Когда федеральные войска штурмовали ваххабитские села так называемой Кадарской зоны, населенной преимущественно даргинцами, оппозиционеры почти открыто обвиняли Магомедали в связях с боевиками, но его политический авторитет не пострадал и в этой экстремальной ситуации.

Однако к середине 2000-х годов власть г-на Магомедова начала постепенно ослабевать. В республике сформировалась сильная оппозиция, состоящая из нескольких политиков аварского происхождения, которая сумела вывести из-под контроля Махачкалы несколько ключевых регионов Дагестана, включая Кизляр, Хасавюрт и часть аварских горных районов. В прошлом году, после того как дагестанский «дедушка» отметил свое 75-летие, в республике начали циркулировать слухи о его предстоящей отставке.

В списках его вероятных преемников называли до полутора десятков политиков и предпринимателей, которые могли обеспечить как полную смену власти, так и полную ее преемственность, но при этом едва ли могли рассчитывать на сохранение сложнейшей системы сдержек и противовесов, выстроенной Магомедали. Обеспокоенные ростом диверсионной активности в Дагестане эксперты прогнозировали скачок нестабильности при смене власти в республике, кто бы ни занял освобождающуюся вакансию. Но так давно ожидаемая отставка Магомедали на прошлой неделе все-таки стала полной политической неожиданностью. И если смена власти будет произведена без задержек, фактор скорости и внезапности может сыграть свою положительную роль: вероятные неприятные последствия ухода г-на Магомедова окажутся минимизированы.

Судя по всему, Москва хотела бы вообще свести к минимуму возможные перемены в таком нестабильном регионе, как Дагестан, опасаясь, как бы не стало хуже. В списке кандидатов в преемники, который в пятницу озвучил в Махачкале полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, кроме спикера Народного собрания Муху Алиева оказались мэр Махачкалы даргинец Саид Амиров и начальник федерального казначейства по Дагестану аварец Сайгидгусейн Магомедов.

Однофамильца Магомедали выдвинули главные противники последнего, представители аварской оппозиции, группирующиеся вокруг депутата Госдумы Гаджи Махачева и хасавюртовского мэра Сайгидпаши Умаханова, которые создали несколько лет назад общественную организацию «Движение в защиту Конституции РФ в Республике Дагестан». Они более известны под именем «северного альянса» -- из-за того, что основные центры оппозиции, Хасавюрт и Кизляр, расположены к северу от Махачкалы. Аналитики, близкие к махачкалинскому руководству, считают, что «северяне» тесно связаны с так называемой буртунайской ОПГ, а также с первым вице-премьером Чечни Рамзаном Кадыровым.

Кандидатура Сайгидгусейна Магомедова довольно активно продвигалась в последние дни в Дагестане, в том числе и правительственными изданиями, но эта кампания скорее всего была организована именно «северянами». Развитие событий по схеме «один Магомедов ушел -- да здравствует другой Магомедов» означало бы слишком радикальную реформу власти в Дагестане, которая сразу перевела бы в оппозицию многочисленных влиятельных политиков клана Магомедали, недовольных ростом политического влияния аварцев. Если же выбор действительно падет на Муху Алиева, это будет означать сохранение существующего положения вещей -- даже несмотря на аварское происхождение последнего.

Г-н Алиев на десять лет моложе уходящего «патриарха», но и он отнюдь не новичок на дагестанской политической сцене. В 1990 году он стал первым секретарем дагестанского обкома КПСС, а с 1994 года бессменно возглавлял Народное собрание, обеспечивая полную поддержку «курса Магомедали». Лояльный в большинстве республиканский парламент легко одобрит карьерный рост своего спикера. Приход к власти Муху Алиева не будет означать экстренной «аваризации» Дагестана -- скорее всего г-н Алиев постарается сохранить сложившиеся при Магомедали этнические компромиссы (в частности, махачкалинская мэрия останется за даргинцем Саидом Амировым). Наибольшая угроза будет, видимо, по-прежнему исходить от «северян», которые уже во время консультаций с г-ном Козаком резко критиковали идею сохранения старой команды. Впрочем, считается, что Муху Алиев поддерживает контакты и с оппозиционерами, что может несколько смягчить трения. С другой стороны, утверждение Муху Алиева будет означать, что дагестанская элита обеспечила преемственность своей власти, не особенно считаясь с федеральным начальством, которое уже давно проявляет недовольство ситуацией в республике, коррупцией и ростом экстремизма.

С уходом Магомедали Магомедова прекратит свое существование и Госсовет: 13 его членов подали прошения об отставке вместе с председателем, хотя срок их полномочий истекает лишь летом нынешнего года. По новой дагестанской конституции руководить республикой теперь будет не коллективный, а вполне обычный, единоначальный президент. Насколько оправдает себя такая практика, покажет наступающая весна, которая традиционно ведет на востоке Северного Кавказа к обострению оперативной ситуации.
Иван СУХОВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  20.02.2006
AP
В самой большой республике Северного Кавказа экстренно меняется власть
В минувшую субботу Владимир Путин второй раз за три дня принял теперь уже бывшего главу Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова. Который, напомним, в четверг объявил о своей добровольной отставке... >>
  • //  20.02.2006
Кирилл Каллиников
По мнению президента, МВД преодолело спад
Руководство МВД РФ в пятницу на расширенном заседании коллегии министерства подвело итоги своей работы за прошлый год. Итоги эти оказались для российских милиционеров в своем роде историческими... >>
  • //  20.02.2006
ИТАР-ТАСС
Ради вступления в ВТО Россия может открыть для иностранных компаний страховой рынок
Соединенные Штаты Америки остаются, по сути, единственной страной, с которой России не удается договориться по вопросу присоединения ко Всемирной торговой организации (ВТО). Переговоры также не завершены с Колумбией и Австралией... >>
  • //  20.02.2006
Михаил Фрадков обнаружил в Кемеровской области «ответственных собственников»
Субботу премьер Михаил Фрадков провел в Кемеровской области, где занимался изучением проблем реструктуризации угольной отрасли. В Кемерово глава правительства прибыл по завершении двухдневного официального визита во Вьетнам... >>
  • //  20.02.2006
Кирилл Каллиников
Губернаторы Урала готовятся отказаться от прямых выборов глав муниципалитетов
Сразу два российских губернатора на минувшей неделе выступили за изменение статуса руководителей муниципальных образований. Первым на такие заявления отважился глава Свердловской области Эдуард Россель... >>
  • //  20.02.2006
Депутатам не разрешили работать по совместительству в правительстве
На фоне попыток "Единой России" укрепить роль партий в политической жизни страны фракция «Родина» («Народная воля» -- СЕПР) во главе с вице-спикером Сергеем Бабуриным внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, разрешающий партийным депутатам быть одновременно федеральными министрами и вице-премьерами российского правительства... >>
  • //  20.02.2006
Российская Фемида решает проблему-2007
Предотвратить кадровый голод, который может поразить российскую систему правосудия, намерены руководители Высшего арбитражного суда. Сегодня пленум ВАС должен одобрить проект поправок к закону «О статусе судей» и тем самым решить проблему, с которой отечественная Фемида столкнется в 2007--2008 годах... >>
  • //  20.02.2006
Фундаментальное свойство нашей власти состоит в принципиальном несоответствии заявленного смысла каждого политического решения смыслу реальному. Свое место в ряду подобных решений, несомненно, займет создание очередного бюрократического органа -- Национального антитеррористического комитета... >>
  • //  20.02.2006
17 января -- 17 февраля 2006 года
«Политики глазами СМИ», совместный проект «Времени новостей» и компании «Медиалогия», -- это рейтинги политических персон, наиболее активно обсуждаемых в российских СМИ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика