N°232 15 декабря 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Дендический патриотизм Мегавыставка «Уистлер и Россия» в залах Третьяковской галереи
Продолжается серия выставок «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею», приуроченная к 150-летию ГТГ. В формировании экспозиции «Уистлер и Россия», созданной при финансовой помощи Британского совета и благотворительной организации Алишера Усманова «Искусство и спорт», поучаствовали и Галерея Тейт, и Британский музей, и музей «Метрополитен», и ГМИИ, и Эрмитаж, и масса других зарубежных и российских институций, авторитетных и маргинальных. В общем, собирали всем миром. И эта выставка -- пафосная кода юбилейного года Третьяковки. Самый амбициозный, самый интригующий, претендующий на уникальность и оригинальный взгляд проект (кураторы -- наша Галина Андреева и Маргарет Макдональд из Университета Глазго). К тому же масштабный: работы заняли весь Инженерный корпус ГТГ в Лаврушинском переулке.
Для сенсационной значимости выставки хватило бы привоза вещей самого Джеймса Эббота Макнилла Уистлера -- классика американского искусства рубежа XIX--XX веков, проживавшего между Лондоном и Парижем и впрямь побывавшего в России, но здесь известного в основном по репродукциям в книжке Андрея Чегодаева 1976 года и английскому фильму «Мистер Бин». Там Роуэн Аткинсон в роли музейного хранителя-идиота сопровождает из Англии в США хрестоматийный «Портрет матери» Уистлера (картина на самом деле из Лувра), портит его (в прямом смысле чихает на холст и вытирает затем пятновыводителем), заменяет на репродукцию и читает на вернисаже серьезнейшую лекцию из десятка слов. (Увы, на выставке в Третьяковке этой картины нет.) Несмотря на наличие офортов ранней «Французской серии», гениальнейшего поэтичного холста «Старый мост в Бэттерси» с согбенной фигурой человечка на фоне затуманенных пространств Темзы, хрестоматийного портрета мисс Сесили Александер (модель позировала семь десяток раз) и совершенных в осмысленной размытости и колористических псевдопоисках (автор знал, что хотел сказать и какого эффекта достигнуть) пейзажах, Уистлера как такового на выставке надо вычленять из безграничных пространств российского искусства. Рафинированный денди (коим и был Уистлер) тут завяз в отечественных чавкающих живописной грязью просторах. В 1843 году девятилетний Уистлер приехал в Россию с отцом, инженером, строившим Николаевскую железную дорогу. Ну что ж, экспозицию начнем с макета паровоза. Учился у ученика Брюллова, второстепенного романтика Александра Корицкого -- покажем и его работы, и карикатуры -- оправданные -- на него. Петербург 1840-х лучше всего демонстрируют пейзажи Максима Воробьева -- в объеме «дивись, не хочу». А вот была еще Всемирная выставка в Париже (1900), где Гран-при вручили Валентину Серову, Константину Коровину и Уистлеру. В жюри заседал Илья Репин. Надо ли говорить, что Серов, Коровин и Репин составляют костяк раздела «Уистлер и русские художники»?! Сопоставление, организаторской волей определенное в патриотических тонах (хотя бы количеством русская делегация побеждает одинокого денди), тем не менее работает не в пользу отечественного искусства. Ну был такой экстравагантный опыт -- юная Анна Остроумова-Лебедева уехала к Уистлеру в Париж учиться живописи. Но вернулась ведь лучшим художником-графиком. И к чему посвящать ей отдельный «карман» в экспозиции»?! В общем, следовало бы показать Уистлера где-нибудь в ГМИИ, не претендуя на интернациональные обобщения. А тут в самом деле, как в названии компании спонсора, получилось -- «Искусство и спорт». Кто первый? Кто второй? Уистлер или Россия? Бог весть.
Мэл Гибсон снова открыл Америку Два с лишним часа непрерывного действия, состоящего на две трети из сцен варварского насилия. Горы трупов, перерезанные глотки, отрубленные головы, вырванные из груди сердца... >>
Кинопремия «Золотой глобус» присуждается в 25 категориях и считается второй по престижности после «Оскара». Более того, награждение «Глобусом» -- верное предвестие победы в борьбе за «Оскара»... >>
Мегавыставка «Уистлер и Россия» в залах Третьяковской галереи Продолжается серия выставок «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею», приуроченная к 150-летию ГТГ... >>
«Поэтическая библиотека» приросла книгой Владимира Рецептера Владимир Рецептер пишет стихи уже полвека. Самая ранняя дата в его новоизданном изборнике «Прощание с библиотекой» (М., «Время») -- 1960 год, но почти уверен, что привычка ставить строчку после строчки появилась у автора раньше... >>
В Эрмитаже отпраздновали День музея, раздали гранты и развеяли слухи По традиции в Дни Эрмитажа директор музея Михаил Борисович Пиотровский отчитался перед коллективом (в закрытом режиме) и общественностью (в виде пресс-конференции)... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|