N°23
10 февраля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.02.2006
Кирилл Каллиников
«Мы возражаем против полной отмены транссибирских платежей»
версия для печати
Позицию нашей страны по режиму международного использования транссибирского воздушного маршрута на переговорах с Евросоюзом формулирует Министерство транспорта России. Российскую точку зрения на проблему обозревателю «Времени новостей» Михаилу КУКУШКИНУ изложил руководитель входящего в Минтранс Федерального агентства воздушного транспорта Александр ЮРЧИК.

-- В последние недели европейские власти сделали несколько заявлений о необходимости скорейшей отмены так называемых пролетных выплат за пользование транссибирским маршрутом. В условиях такого энергичного нажима остается ли в силе позиция Минтранса России о сохранении действующего порядка расчетов до 2013 года или у нашей стороны появились иные варианты решения проблемы?

-- Отказа от нашей позиции -- позиции защиты интересов российских авиаперевозчиков -- нет и быть не может. Другое дело, что мы понимаем озабоченность Европейского союза этой проблемой, воспринимаем ее очень серьезно и готовы обсуждать с нашими европейскими партнерами. В данном случае принципиальным для нас является то, что мы не присоединились к конвенции по «открытому небу» и это для иностранных воздушных судов в российском воздушном пространстве не обсуждается. Еще один принципиальный момент -- мы исходим из того, что заключенные соглашения о транссибирском транзите закрепляют баланс интересов российских авиаперевозчиков и назначенных перевозчиков тех стран, которые подписали с нами такие соглашения. И компенсационные выплаты в системе взаиморасчетов назначенных авиапредприятий при полетах по транссибирским маршрутам -- составная часть этого баланса интересов. Кроме того, наши двусторонние договоры о воздушном сообщении с этими странами, касающиеся «транссибири», включают чисто коммерческий раздел. В него входят соглашения по таким вопросам, как аренда свободных частот полетов, совместное использование частот и порядок соответствующих расчетов между авиакомпаниями двух стран. Именно поэтому мы возражаем против полной отмены платежей, собирательно именуемых транссибирскими. Эта система подлежит лишь пересмотру и модернизации.

-- Европейский союз как раз доказывает, что транссибирские платежи не соответствуют Чикагской конвенции, а потому должны быть ликвидированы в принципе. Европейские власти требуют, чтобы на этих маршрутах остались сборы за аэронавигационное обслуживание, но больше никаких.

-- Публично они заявляют именно так. Но надо понимать, что это в основном позиция Еврокомиссии. Подчеркиваю, что между Евросоюзом и Россией нет договора по этому вопросу, а есть большой набор двусторонних соглашений со странами -- членами Евросоюза. В течение прошлого года министр транспорта Игорь Левитин неоднократно обсуждал вопросы, связанные с транссибирскими пролетами, и с руководством Еврокомиссии, и со своими европейскими коллегами. Поскольку более 70% пользователей этих маршрутов составляют европейские перевозчики, то, с нашей точки зрения, все вопросы, связанные с модернизацией системы пролетов, должны быть тщательно взвешены и проанализированы с учетом интересов России и стран ЕС. Мы считаем более целесообразными двусторонние переговоры в рамках заявленного общего направления -- модернизации транссибирских платежей к 2013 году. Кстати, большинство наших европейских партнеров с этим согласны. Сейчас идет процесс выработки нашей позиции на переговорах с ЕС. В рамках транспортного диалога Россия--ЕС действует рабочая группа по воздушному транспорту, в которую входят представители Минтранса, Минэкономразвития и нашего агентства. Я считаю, что необходим длительный этап двусторонних обсуждений, который позволит нам заключить выгодные с точки зрения российских перевозчиков и приемлемые с точки зрения западных перевозчиков договора.

-- Не допускаете ли вы, что у вас не будет возможности провести эти длительные переговоры, поскольку российское правительство поставило себе задачу завершить в этом году процедуру вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). И если «пролетные деньги» останутся одним из последних препятствий для решения этой задачи, то вы в силу высших государственных интересов вынуждены будете уступить западным коллегам?

-- Хочу сразу расставить точки над i. Не существует каких-либо обязательств России или требований Евросоюза к России, увязывающих вопрос об отмене транссибирских платежей со вступлением нашей страны в ВТО. Наши разногласия по ВТО оформлены соответствующим протоколом. В этот протокол ничего, что касалось бы «транссибири», не включено. В некоторых публичных заявлениях мы слышим увязку двух тем. Но это не имеет под собой никакой правовой или договорной основы. Мы такие заявления можем воспринимать только как пожелания. Однако повторюсь, это не значит, что мы игнорируем озабоченность ЕС.

-- В предыдущих высказываниях представителей Минтранса России по этой проблеме есть некоторая противоречивость. С одной стороны, Минтранс утверждает, что выплаты западных компаний «Аэрофлоту» определяются коммерческими соглашениями и, следовательно, не подпадают под действие базового межгосударственного соглашения о гражданской авиации -- Чикагской конвенции. С другой стороны, наши авиационные власти не скрывают, что значительную часть полученных таким образом средств «Аэрофлот» перечисляет на развитие системы аэронавигационного обслуживания в России, то есть на нужды государственной службы. Как одно соотносится с другим?

-- Получаемые по коммерческим соглашениям платежи перечисляются «Аэрофлоту» в силу исторически сложившейся практики. Как вы знаете, когда-то «Аэрофлот» был единственной национальной авиакомпанией и именно с ним заключали коммерческие соглашения западные партнеры. В основе своей эти договоры с крупными европейскими перевозчиками до сих пор остались неизменными. Не совсем правильно говорить, что «Аэрофлот» перечисляет эти деньги только Государственной корпорации по организации воздушного движения. Действительно, частично средства направляются на модернизацию системы управления воздушным движением, в том числе и в целях увеличения пропускной способности транссибирских и кроссполярных маршрутов, в чем кровно заинтересованы наши западные коллеги. Однако часть средств направляется и на другие, очень важные цели, например на обеспечение безопасности, на обучение и переподготовку пилотов и специалистов служб наземного обслуживания. Конечно, западные компании понимают, что, делая пролетные платежи «Аэрофлоту», они в определенном смысле финансируют своего конкурента. Вместе с тем понятно, что ни один из иностранных перевозчиков никогда бы не подписал коммерческого соглашения по «транссибири», если бы оно не отвечало его интересам. Европейские авиакомпании экономят на этом маршруте сотни миллионов долларов.

-- Какую часть полученных транссибирских денег «Аэрофлот» затем перечисляет на развитие авиационного комплекса?

-- Каждый год это разные суммы в соответствии с подписанными соглашениями.

-- Если эти деньги будут изъяты из бюджета «Аэрофлота», будет ли это иметь катастрофические последствия для авиакомпании?

-- Менеджмент «Аэрофлота» понимает, что со временем система транссибирских платежей будет модернизирована, поэтому финансовая политика компании сегодня строится с учетом этих обстоятельств.

-- В прошлом году на переговорах по «транссибири» Минтранс России выдвинул идею понизить эти платежи параллельно с постепенным повышением ставок аэронавигационных сборов на этих маршрутах. Западные компании очень подержали эту идею. Почему? Ведь, казалось бы, для них это означает такие же расходы, только платить они будут другому ведомству.

-- Я думаю, что поддержка, которую наши западные коллеги оказали этой идее, объясняется следующим. Дело в том, что в одностороннем порядке повысить аэронавигационные сборы нельзя. Их необходимо сначала обосновать перед Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИATA). Формально ИАТА не имеет в этом вопросе решающего голоса, но на практике без одобрения этой организации изменить ставку сбора невозможно. Следует учесть, что повышение ставок за аэронавигационное обслуживание повлечет за собой уменьшение количества рейсов европейских перевозчиков через нашу страну -- они просто уйдут на другие направления.
//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  10.02.2006
Вячеслав Кочетков
Матвиенко «Сибнефти» пока «многого не пообещала»
В «Сибнефти» вчера был знаменательный день. Во-первых, прошло первое -- после того как компанию приобрел «Газпром» -- заседание совета директоров, на котором был утвержден бизнес-план на текущий год и избран председателем совета глава газового концерна Алексей Миллер... >>
  • //  10.02.2006
Reuters
На пути в ВТО России необходимо решить вопрос о «пролетных» деньгах
Вопрос об отмене или сохранении платежей за беспосадочный пролет над Сибирью продолжает омрачать отношения России с Европейским союзом на самом высоком уровне... >>
//  читайте тему:  Россия и Евросоюз
  • //  10.02.2006
Позицию одной из крупнейших западных авиакомпаний по поводу пересмотра порядка платежей за транссибирский транзит обозревателю «Времени новостей» Михаилу КУКУШКИНУ изложил вице-президент немецкого авиаперевозчика Lufthansa по продажам и обслуживанию в Европе Карстен БЕНЦ... >>
//  читайте тему:  Россия и Евросоюз
  • //  10.02.2006
Кирилл Каллиников
Позицию нашей страны по режиму международного использования транссибирского воздушного маршрута на переговорах с Евросоюзом формулирует Министерство транспорта России. Российскую точку зрения на проблему обозревателю «Времени новостей» Михаилу КУКУШКИНУ изложил руководитель входящего в Минтранс Федерального агентства воздушного транспорта Александр ЮРЧИК... >>
//  читайте тему:  Россия и Евросоюз
  • //  10.02.2006
«Роснефть» и «Сибнефть» в десятки и сотни раз взвинчивают цены на месторождения
Нефтегазовые месторождения Восточной Сибири стремительно дорожают. Значительный вклад в повышение цен на перспективные участки вносят государственные «Газпром» и «Роснефть», конкурирующие друг с другом за право доступа к недрам в этом регионе... >>
  • //  10.02.2006
Руководство Молдавии вчера обновило переговорную позицию в отношении закупок газа. Министр промышленности и энергетики страны Владимир Антосий сообщил парламентариям, что правительство не намерено передавать «Газпрому» часть своего пакета в «Молдовагазе» в качестве компенсации за низкую цену газа. Более того, Кишинев, по его словам, пытается договориться о поставках с альтернативным поставщиком. Таковым может стать молдавская компания «Аском-групп», которой принадлежит несколько небольших нефтегазодобывающих предприятий в Казахстане. Эту компанию контролирует известный молдавский бизнесмен Анатоль Стати, который считается спонсором прорумынского руководства республики в эпоху президентства Петру Лучински. Впрочем, альтернативного России пути доставки газа в Молдавию пока не существует, поэтому активность властей республики, видимо, связана с намерением получить более выгодные условия работы с «Газпромом». >>
  • //  10.02.2006
Бумаги ОГК-3 вышли в РТС
Оптовые генерирующие компании, созданные в ходе реформы электроэнергетики на базе крупнейших электростанций РАО «ЕЭС России», продолжают выходить на фондовый рынок. В сентябре прошлого года на ММВБ начались торги акциями ОГК-5, а вчера на классическом и биржевом рынках РТС появились бумаги ОГК-3... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика