Время новостей
     N°23, 10 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2006
«Мы возражаем против полной отмены транссибирских платежей»
Позицию нашей страны по режиму международного использования транссибирского воздушного маршрута на переговорах с Евросоюзом формулирует Министерство транспорта России. Российскую точку зрения на проблему обозревателю «Времени новостей» Михаилу КУКУШКИНУ изложил руководитель входящего в Минтранс Федерального агентства воздушного транспорта Александр ЮРЧИК.

-- В последние недели европейские власти сделали несколько заявлений о необходимости скорейшей отмены так называемых пролетных выплат за пользование транссибирским маршрутом. В условиях такого энергичного нажима остается ли в силе позиция Минтранса России о сохранении действующего порядка расчетов до 2013 года или у нашей стороны появились иные варианты решения проблемы?

-- Отказа от нашей позиции -- позиции защиты интересов российских авиаперевозчиков -- нет и быть не может. Другое дело, что мы понимаем озабоченность Европейского союза этой проблемой, воспринимаем ее очень серьезно и готовы обсуждать с нашими европейскими партнерами. В данном случае принципиальным для нас является то, что мы не присоединились к конвенции по «открытому небу» и это для иностранных воздушных судов в российском воздушном пространстве не обсуждается. Еще один принципиальный момент -- мы исходим из того, что заключенные соглашения о транссибирском транзите закрепляют баланс интересов российских авиаперевозчиков и назначенных перевозчиков тех стран, которые подписали с нами такие соглашения. И компенсационные выплаты в системе взаиморасчетов назначенных авиапредприятий при полетах по транссибирским маршрутам -- составная часть этого баланса интересов. Кроме того, наши двусторонние договоры о воздушном сообщении с этими странами, касающиеся «транссибири», включают чисто коммерческий раздел. В него входят соглашения по таким вопросам, как аренда свободных частот полетов, совместное использование частот и порядок соответствующих расчетов между авиакомпаниями двух стран. Именно поэтому мы возражаем против полной отмены платежей, собирательно именуемых транссибирскими. Эта система подлежит лишь пересмотру и модернизации.

-- Европейский союз как раз доказывает, что транссибирские платежи не соответствуют Чикагской конвенции, а потому должны быть ликвидированы в принципе. Европейские власти требуют, чтобы на этих маршрутах остались сборы за аэронавигационное обслуживание, но больше никаких.

-- Публично они заявляют именно так. Но надо понимать, что это в основном позиция Еврокомиссии. Подчеркиваю, что между Евросоюзом и Россией нет договора по этому вопросу, а есть большой набор двусторонних соглашений со странами -- членами Евросоюза. В течение прошлого года министр транспорта Игорь Левитин неоднократно обсуждал вопросы, связанные с транссибирскими пролетами, и с руководством Еврокомиссии, и со своими европейскими коллегами. Поскольку более 70% пользователей этих маршрутов составляют европейские перевозчики, то, с нашей точки зрения, все вопросы, связанные с модернизацией системы пролетов, должны быть тщательно взвешены и проанализированы с учетом интересов России и стран ЕС. Мы считаем более целесообразными двусторонние переговоры в рамках заявленного общего направления -- модернизации транссибирских платежей к 2013 году. Кстати, большинство наших европейских партнеров с этим согласны. Сейчас идет процесс выработки нашей позиции на переговорах с ЕС. В рамках транспортного диалога Россия--ЕС действует рабочая группа по воздушному транспорту, в которую входят представители Минтранса, Минэкономразвития и нашего агентства. Я считаю, что необходим длительный этап двусторонних обсуждений, который позволит нам заключить выгодные с точки зрения российских перевозчиков и приемлемые с точки зрения западных перевозчиков договора.

-- Не допускаете ли вы, что у вас не будет возможности провести эти длительные переговоры, поскольку российское правительство поставило себе задачу завершить в этом году процедуру вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). И если «пролетные деньги» останутся одним из последних препятствий для решения этой задачи, то вы в силу высших государственных интересов вынуждены будете уступить западным коллегам?

-- Хочу сразу расставить точки над i. Не существует каких-либо обязательств России или требований Евросоюза к России, увязывающих вопрос об отмене транссибирских платежей со вступлением нашей страны в ВТО. Наши разногласия по ВТО оформлены соответствующим протоколом. В этот протокол ничего, что касалось бы «транссибири», не включено. В некоторых публичных заявлениях мы слышим увязку двух тем. Но это не имеет под собой никакой правовой или договорной основы. Мы такие заявления можем воспринимать только как пожелания. Однако повторюсь, это не значит, что мы игнорируем озабоченность ЕС.

-- В предыдущих высказываниях представителей Минтранса России по этой проблеме есть некоторая противоречивость. С одной стороны, Минтранс утверждает, что выплаты западных компаний «Аэрофлоту» определяются коммерческими соглашениями и, следовательно, не подпадают под действие базового межгосударственного соглашения о гражданской авиации -- Чикагской конвенции. С другой стороны, наши авиационные власти не скрывают, что значительную часть полученных таким образом средств «Аэрофлот» перечисляет на развитие системы аэронавигационного обслуживания в России, то есть на нужды государственной службы. Как одно соотносится с другим?

-- Получаемые по коммерческим соглашениям платежи перечисляются «Аэрофлоту» в силу исторически сложившейся практики. Как вы знаете, когда-то «Аэрофлот» был единственной национальной авиакомпанией и именно с ним заключали коммерческие соглашения западные партнеры. В основе своей эти договоры с крупными европейскими перевозчиками до сих пор остались неизменными. Не совсем правильно говорить, что «Аэрофлот» перечисляет эти деньги только Государственной корпорации по организации воздушного движения. Действительно, частично средства направляются на модернизацию системы управления воздушным движением, в том числе и в целях увеличения пропускной способности транссибирских и кроссполярных маршрутов, в чем кровно заинтересованы наши западные коллеги. Однако часть средств направляется и на другие, очень важные цели, например на обеспечение безопасности, на обучение и переподготовку пилотов и специалистов служб наземного обслуживания. Конечно, западные компании понимают, что, делая пролетные платежи «Аэрофлоту», они в определенном смысле финансируют своего конкурента. Вместе с тем понятно, что ни один из иностранных перевозчиков никогда бы не подписал коммерческого соглашения по «транссибири», если бы оно не отвечало его интересам. Европейские авиакомпании экономят на этом маршруте сотни миллионов долларов.

-- Какую часть полученных транссибирских денег «Аэрофлот» затем перечисляет на развитие авиационного комплекса?

-- Каждый год это разные суммы в соответствии с подписанными соглашениями.

-- Если эти деньги будут изъяты из бюджета «Аэрофлота», будет ли это иметь катастрофические последствия для авиакомпании?

-- Менеджмент «Аэрофлота» понимает, что со временем система транссибирских платежей будет модернизирована, поэтому финансовая политика компании сегодня строится с учетом этих обстоятельств.

-- В прошлом году на переговорах по «транссибири» Минтранс России выдвинул идею понизить эти платежи параллельно с постепенным повышением ставок аэронавигационных сборов на этих маршрутах. Западные компании очень подержали эту идею. Почему? Ведь, казалось бы, для них это означает такие же расходы, только платить они будут другому ведомству.

-- Я думаю, что поддержка, которую наши западные коллеги оказали этой идее, объясняется следующим. Дело в том, что в одностороннем порядке повысить аэронавигационные сборы нельзя. Их необходимо сначала обосновать перед Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИATA). Формально ИАТА не имеет в этом вопросе решающего голоса, но на практике без одобрения этой организации изменить ставку сбора невозможно. Следует учесть, что повышение ставок за аэронавигационное обслуживание повлечет за собой уменьшение количества рейсов европейских перевозчиков через нашу страну -- они просто уйдут на другие направления.

//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз