N°219 28 ноября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Год начинается с "Июля" Премьера новой пьесы Ивана Вырыпаева в "Практике"
Спектакль производит впечатление, безусловно, сильное, смотреть его увлекательно, но разобраться, в чем суть этого впечатления и что именно увлекает, для меня оказалось довольно сложно. Пытаясь проанализировать собственные эмоции, сталкиваюсь с проблемой -- описывать происходящее на сцене вместе со своей реакцией вроде бы не принято, а с другой стороны,единственно это и интересно.
Вот появляется на сцене актриса Полина Агуреева, в длинном черном платье, с чашкой воды и пухлой, растрепанной пачкой машинописных листов... Складывает все на столик. Подходит к микрофону и начинает произносить текст, который произнести почти невозможно, поскольку он состоит из длинных, со сложным подчинением периодов, с повторами, с бесконечными вводными предложениями, в нем почти нет точек, к тому же он еще и невероятно насыщен, и в нем зыбкое, переменное настроение и слишком много сложного синтаксиса, и плюс еще ненормативная лексика в соединении с нарочито метафорическими конструкциями. Сложность задачи актриса подчеркивает тем, что в конце каждого периода отступает от микрофона, как бы демонстрируя: "справилась!", пьет воду из чашки, чтобы лучше звучал голос... При этом содержание текста, который она произносит, более всего подходит для страшилки типа тех, которые дети рассказывают друг другу в пионерском лагере, только эта страшилка -- для взрослых. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, вроде бы пожилой человек, вроде бы жил в деревне, у него якобы сгорел дом, и в нем собаки, и потом он убил соседа и отравил его собаку, а потом уехал в Смоленск, и там убил бомжа и собаку, а собаку съел, как кусок мяса, а потом, понятно, появился и поп, которого он тоже убил, но есть не стал, а выложил куски его тела в алтаре, там, где вино для причастия, а каменный ангел ему сказал... Ну, в общем, бред... Сумасшедшего. Но герой-то как раз и есть сумасшедший? После спектакля одна из зрительниц, гламурная девушка в мехах и перьях, так и сказала: "Бред!"... Другая, в бриджиках с отворотиками, сказала: "Ужасно пошло". Третья неуверенно пискнула: "Но это же специально..." А сопровождавший их мужчина закрыл дискуссию: "Мне понравилось, меня вставляет!" В общем, можно сказать, и меня - "вставляет". Вопрос как раз в том, что именно? После того как Полина Агуреева, прелестная молодая женщина с почти детским, нежным голосом, рассказала от первого лица, как этого морального урода били монастырские работники и приехавшая милиция и как он потерял слух и с тех пор шесть лет молчал и молча под себя гадил в психбольнице, привязанный к койке в белой рубахе, коричневой от дерьма, на сцене стало многолюдно... Во-первых, сама Полина стала как бы раздваиваться или даже расчетверяться, поскольку к герою-рассказчику в повествовании добавилась еще девушка Неля, или Жанна (впрочем, имя неважно) "со странными ногами", и сам герой начал полемизировать с неким старичком, и даже с ним драться, и победил его (а кто этот старичок, сами догадывайтесь), а еще вышел Иван Вырыпаев в роли рабочего сцены, а когда выходит Иван Вырыпаев, даже в роли рабочего сцены, то все становится очень концептуальным, включая дым от сигареты, а Вырыпаев еще и сыграл трех сыновей этого психа, которые работают "дежурными" в Архангельске, разом сыграл все трехголовое потомство, приехавшее в плацкартном вагоне за своим отцом... То, что сам спектакль (режиссер -- Виктор Рыжаков, автор -- Иван Вырыпаев) рассчитан безукоризненно, как хореографическое произведение, очевидно. Тут все работает: свет, нужными тенями преображающий лицо актрисы, и дым, в лучах прожектора струящийся тюремной решеткой, и постоянно меняющийся ритм текста, интонированный как вокальная партия в опере, -- и все работает сознательно и целенаправленно. Трудно удержаться, чтобы не заподозрить автора в каком-то дьявольском манипулировании чувствами зрителя, при этом на самом простом, инстинктивном уровне, там, где находятся базовые, так сказать, эмоции: страх, смерть, насилие, агрессия, эротика... Потому что, забыла сказать, там ведь еще и до любви, понятно, доходит дело, поскольку от любви до ненависти и от обладания до насилия... С другой стороны, иной раз ловишь себя на мысли: да он просто свихнулся (не герой, а Иван Вырыпаев)... И с этими двумя противоположными, хотя и мимолетными, догадками тоже что-то надо делать. Сразу после спектакля объяснить себе природу его воздействия я не могла. Спустя некоторое время воспоминания обрели некоторую стройность. И вот мои выводы. Конечно, по жанру это, скорее всего, именно сказ. Те, кстати, кто знаком с настоящим русским фольклором и читал сказки, к примеру, хоть в записи Афанасьева, легко поймет, что все ужасы и сквернословие вырыпаевского сочинения -- это легкая культурная тень народного способа выражать свое отношение к жизни. А что касается жизни, именно современной и именно народной, то каким-то совершенно необъяснимым образом, после всей этой абсурдной клоунады в моей голове создалась ясная и какая-то протяженная во времени картинка тотальной российской провинциальности, с ее страхом и нелепостью и совершенно нерациональным содержанием, -- картинка, объясняющая в судьбе моей родины куда более существенные вещи, чем многие вполне понятные тексты. Причем я не могу сказать, что спектакль воздействовал на меня эмоционально, то есть заставил сострадать или сочувствовать. В сущности -- некому. Но он возбудил во мне чувственное, то есть не оформленное в словесных блоках, ощущение странной какофонии сегодняшнего мировосприятия, противоречивого и уже невыносимого существования, которое требует разрешения и не находит выхода. Мы загоняем это чувство внутрь, где оно медленно гаснет, отравляя весь организм и личное и общественное сознание. В спектакле "Июль" это чувство выпущено наружу и укрощено искусством. Репертуар театра "Практика" получил наконец флагман своей флотилии. Спектакля такого уровня в нем еще не было. Иван Вырыпаев не зря взял на себя обязанности художественного руководителя. Вести есть куда... Направление указано. Хватит ли сил следовать?
Выставкой истории масок открываются московские Декабрьские вечера После неудачной прошлогодней выставки устраиваемых Музеем изобразительных искусств традиционных Декабрьских вечеров закралось сомнение, а есть ли у кого-нибудь на этот фестиваль еще силы и кураж. Слава богу, все оказалось не так печально... >>
Премьера новой пьесы Ивана Вырыпаева в "Практике" Спектакль производит впечатление, безусловно, сильное, смотреть его увлекательно, но разобраться, в чем суть этого впечатления и что именно увлекает, для меня оказалось довольно сложно... >>
Опера Джузеппе Верди «Травиата» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко Первую премьеру на отремонтированной и, наконец, открытой основной сцене главный режиссер театра Александр Титель решил отдать именно «Травиате» не потому, что это его самая свежая работа, -- спектакль существует уже два года, он побывал на гастролях в США, его видели в Екатеринбурге... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|