N°205 08 ноября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
В кружевном неглиже «Золушка» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выпустил первую балетную премьеру в своем отремонтированном (на деле -- заново выстроенном после пожара) театре. Этой премьерой стала «Золушка» в постановке Олега Виноградова -- спектакль детский и на многое не претендующий. Школьников на него будут выводить классами.
В 1964 году, когда Виноградов впервые поставил такую же «Золушку» в Новосибирске (он ее потом повторил не раз -- и в России, и в тогдашнем ближнем зарубежье, в Дрездене например), тогдашним критикам она казалась постановкой новаторской. Сейчас трудно сказать, почему -- ну разве что если сравнивать сочинения Виноградова с каким-нибудь образцовым «драмбалетом» вроде «Ромео и Джульетты» Лавровского, ну так тот был сделан еще до войны. Да, в «Золушке» сменился ориентир -- с текста на изображение (хореограф сверяется не с книжной сказкой, а со знаменитым фильмом с Яниной Жеймо), но танец так и не вырвался на свободу. И главное -- так и не услышана сложность музыки: в Прокофьеве увидено только ехидство, этакий он у нас стал советский сатирик. Потому главная (и единственная) краска, которая используется для Мачехи, ее дочек, да и вообще всех героев за исключением Золушки и Принца -- гротеск. Не только дочки (по именам), но и весь мир вокруг -- кривляки и злюки. При этом сделано все очень «в лоб» -- королевский двор лишен хороших манер (придворные дамы точно так же, как невоспитанные сестрички, выставляют бедра и виляют попами -- долго и однообразно). А когда принц появляется-таки в поисках Золушки в ее доме, мачеха и сестрички встречают его в кружевном неглиже (будто только что купили где-нибудь в «Лейпциге» и так счастливы обновкам, что даже к гостю в них вышли). Когда Виноградов делал эту «Золушку», сквозь уже застывший и сползающий коркой драмбалет прорезался новый интерес к классике и к ее редактированию как к способу самовыражения (наименее опасному с точки зрения существования в подцензурном мире). И в свой спектакль Виноградов специально ввел псевдоклассическую сцену -- перед отправкой на бал крестная ведет Золушку в свой мир, где кружатся феи и где девушка учится танцевать. В композиции перемешаны воспоминания о виллисах из «Жизели», о лебедях, о пригрезившихся Дон Кихоту дриадах -- в общем, этакий концентрат всего того, что оставалось в шестидесятых в репертуаре театров и на что снова становилось модным равняться. Но, делая якобы ориентирующийся на классику балет, Виноградов не следует глубинным, старинным, совсем не бессмысленным правилам. В первом действии его Золушка танцует в сабо, фея дарит ей пуанты и учит танцевать на них -- переход из мира обыденного в мир волшебный сопровождается вставанием на пальцы, это очень древний мотив (балет как волшебство). Но мачехины дочки изначально танцуют на пуантах! Вот этого-то быть не могло, это лишает коллизию смысла (в старину таким персонажам выдавались «каблучные» партии). В спектакле есть фрагменты, которые обязательно понравятся детям, -- дуэт Золушки с большим чайником, например (из под днища видны затянутые в черное ноги артиста), или игра Принца в солдатики со своей гвардией (Принц, правда, отдает честь своим войскам, поднося руку к голове без головного убора). Взрослые смогут одобрительно хмыкнуть, обнаружив, что платья, представляемые портным мачехе и ее дочкам, надеты на живые манекены (но только если не обратят внимание на то, что различным платьям не обеспечены в танце различные «характеры»). Но в целом эта «Золушка», начинающаяся с выхода на авансцену перед закрытым занавесом Феи и ее многозначительными жестами («сейчас, дети, расскажу вам сказку») и заканчивающаяся так же, годится только в качестве колыбельной. Да, я все понимаю про театр, кочевавший по съемным сценам, про кордебалет, который старается изо всех сил, я вполне способна оценить и обаяние Золушек (в разных спектаклях Наталья Сомова и Наталья Крапивина) и прыжки Принцев (Михаил Пухов и Георги Смилевски). Но однообразный, бедный по лексике и претендующий на «классичность» спектакль усыпляет неотвратимо и решительно.
«Золушка» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выпустил первую балетную премьеру в своем отремонтированном (на деле -- заново выстроенном после пожара) театре... >>
В Москве показали «Счастливые дни» Джоржо Стрелера Удивительное дело -- Джорджо Стрелера нет уже почти десять лет, а его спектакли все еще приезжают к нам, причем не как музейные, а как живые... >>
Смотрите с 9 ноября на экранах Москвы «Бесстрашный» (Китай, 2005, Ронни Ю). Эпическая биография великого мастера кунг-фу Хо Юане (Джет Ли -- «Однажды в Китае», «Поцелуй дракона», «Дэнни -- цепной пес»), жившего на рубеже XIX--XX веков и прославившего китайскую борьбу на весь мир... >>
Иногда полезно повеселиться и устроить какое-нибудь озорное безумие. Ну хоть внять предложению друга-музыканта прокатиться на его концерт в город, что отстоит за 200 км от Москвы... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|