N°201 01 ноября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Жуткое время в жанре иконы Мировая премьера русской хоровой оперы «Боярыня Морозова»
К юбилею руководителя Камерного хора Московской консерватории Бориса Тевлина и открытию фестиваля «Московская осень» Родион Щедрин преподнес свежее, специально написанное сочинение, предложив вместе с тем новый жанр -- «русская хоровая опера». Нечто вроде «итальянской оперы seria» или «немецкого зингшпиля».
«Боярыню Морозову», которую композитор, захваченный сильным образом героини, текстами «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой» и просто потрясающими воображение, чудовищными событиями эпохи раскола, писал чуть ли не 30 лет, в Большом зале Консерватории при большом стечении публики приветствовали министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов лично (он сказал, что «случилось чудо» и что опера -- это «великий подарок») и президент РФ, в специальном послании поздравивший и «Московскую осень», и хормейстера Бориса Тевлина. Новый жанр при всей его необычайности оказался похож на почти ортодоксальную кантату. «Русского» в нем -- историческая принадлежность сюжета и язык (старорусский -- Щедрин писал либретто сам, но не придумывая ничего, а только цитируя вышеназванные источники). «Хорового» -- превосходное хоровое письмо, изощренная полифоническая партия, позволяющая хору быть античным комментатором, оркестровым аккомпаниатором, соучастником событий и аурой эпохи. «Оперного» -- образ главной героини, сильной русской женщины, страстной и проникнутой духовностью до предела. Но само музыкальное действие довольно статуарно: все начинается с момента, когда царь и толпа требуют от боярыни отречения, трижды обращаясь к Морозовой и ее сестре Урусовой и трижды получая отказ. Угрозы и пытки Щедрин рисует угрожающими красками ударных инструментов и эффектным фугированным злорадством хора. Убийство сына Морозовой сделано как лаконичный хоровой эпизод, обволакивающий краткое соло мальчика. Плач Морозовой по сыну -- сильная, нетривиальная, по-барочному темная и витиеватая ария на хоровом фоне. Три нежных соло Аввакума (Lamento I, II, III) напоминают о роли Евангелиста в одном из музыкальных прообразов «русской хоровой оперы» -- в Страстях. Как это может быть поставлено, пока трудно себе представить, хотя сам композитор говорит, что мечтает о постановке, и уже предпринимаются шаги в поисках подходящих сценических решений и ситуаций (о них говорил Вадим Солод, глава продюсерского центра Classica Viva, организовавшего премьеру «Боярыни Морозовой»). Исполнители оперы (при всей условности этого обозначения) показали себя очень достойно и не менее достойно представили сложнейший щедринский музыкальный текст. Ровный и строгий, вполне царственный бас Михаила Давыдова сделал партию царя Алексея Михайловича скульптурной. Нежное, не форсированное сопрано Вероники Джиоевой -- сестры Морозовой Урусовой -- оплетало голос главной героини проникновенным эхом. Саму Морозову гибкому и темному меццо Ларисы Костюк удалось вместе с автором сделать максимально далекой от того образа, который нарисовал на знаменитом полотне Суриков. Эта Морозова не фанатичка, но женщина,горестно оплакивающая судьбы близких, упрямо и печально стоящая на своем. Образ скорее иконописный, нежели передвижнический. В той же стилистике приглушенных красок -- Аввакум в исполнении Эндрю Гудвина. Вообще вся драматургия оперного текста иконографична. Вместо оперы, рисующей жуткие события жуткого времени, -- лаконичное житие с его условностями места и времени. Искомый «просветительский эффект» сочинения, равно как и музыкальное мастерство автора, -- на ладони. Не вдаваясь в подробности и причины происходившего, Щедрин все же делает некий вывод, и публика вместе с ним оказывается на стороне мученицы Морозовой: невозможно испытывать сочувствие к глумящейся толпе, царю-душегубу и опасливым стражникам. Грозная поступь нового времени слишком груба в сравнении с тихим страданием уходящего.
Мировая премьера русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» К юбилею руководителя Камерного хора Московской консерватории Бориса Тевлина и открытию фестиваля «Московская осень» Родион Щедрин преподнес свежее, специально написанное сочинение, предложив вместе с тем новый жанр -- «русская хоровая опера»... >>
Объявлена программа Чеховского фестиваля Седьмой международный Чеховский фестиваль пройдет в июне и июле будущего года, но продажа билетов на все его спектакли начинается уже сегодня. Ровно для того, чтобы объяснить, за что публике следует выкладывать денежки и почему стоит с этим поторопиться, дирекция феста созвала вчера специальную пресс-конференцию... >>
Крупнейшая ретроспектива фотоискусства Александра Родченко открывается сегодня в «Большом Манеже» Все-таки неисповедимы пути развития выставочной политики почтенной институции «Московский дом фотографии». Уж и биеннале десяток провели, и фестиваль «мода и стиль» регулярно показываем, и звезд современной Европы, Азии, Америки приглашаем, а первую историческую выставку большей части фотоархива столпа советского фотоискусства, великого мастера авангарда Александра Родченко сподобились сделать только что... >>
Смотрите с 4 ноября на экранах Москвы «13» (Франция--Грузия, 2005, Гела Баблуани). Черно-белый триллер (обладатель призов кинофестивалей в Тбилиси, Венеции и Трансильвании, а также лауреат «Санданса») про молодого человека, который выдал себя за другого, а когда понял, что поздно что-то менять, -- оказался одним из подневольных участников смертельно опасной игры на выживание, представляющей собой иезуитски продуманную вариацию на тему «русской рулетки»... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|