N°166
13 сентября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.09.2006
ИТАР-ТАСС
Всем мирный юбилей
«Рембрандт. Его предшественники и последователи» в ГМИИ имени Пушкина

версия для печати
Открывшаяся на днях в московском Музее изящных искусств выставка посвящена 400-летию великого голландца, прозревшего в искусстве те же грандиозные и опасные в своей бесконечности перспективы познания души человеческой, что в философии прозрел Декарт. Сделанная великолепными специалистами музея Вадимом Садковым и Наталией Марковой выставка -- удачный пример того, как вопреки небольшому бюджету можно организовать экспозицию масштабную и интересную прежде всего для профессионального сообщества. Сформулированная Вадимом Садковым идея -- показать мастера в свете его контактов с учителями, коллегами, учениками и последователями.

Этот образ всемирной отзывчивости Рембрандта срежиссирован с большим вкусом и особой ученой элегантностью.

Так материал и собирали -- всем миром. Основа -- коллекция московского ГМИИ, где хранятся шесть живописных шедевров мастера и немалый фонд его гравюр и рисунков. К рембрандтовскому собранию ГМИИ добавили шесть живописных шедевров. Пять портретов (среди которых великая «Флора» первой половины 1650-х годов; складки ее светлого хитона прячут все немыслимые щедроты тональной живописи -- перед такой колористической маэстрией сняли бы шляпу и Веласкес, и Рубенс) привезли из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Еще один поздний автопортрет, изумляющий своей стилистикой, будто предвосхитившей весь раненый XX век, пригласили из музея Гране в Экс-ан-Провансе. И вот свет «планеты Рембрандт» согревает на выставке то искусство, что часто несправедливо обходят вниманием, -- искусство единомышленников гения. Для выстраивания максимально полного и убедительного контекста картины приглашались из многих российских хранилищ, в числе которых Эрмитаж, Нижегородский, Серпуховской, Воронежский, Рязанский музеи. И получилось очень хорошо. Наконец-то у нас появилась возможность сопоставить и сличить творения мастеров всего ближнего круга Рембрандта, в котором пребывают и амстердамский учитель мастера Питер Ластман, и коллега по мастерской, друг молодости Ян Ливенс, и любимые ученики самого Рембрандта Карел Фабрициус, Ян Викторс, Фердинанд Бол, Самюэль Хогстратен... И не в том дело, что большинство работ учеников хороши, но не гениальны. А в том, что через рифмы пластические, сюжетные, иконографические начинаешь вживаться в ту великую эпоху, выстраивать биографию Мастера внутри артпроцесса, для нас почти неведомого, неизвестного. И тогда творчество самого юбиляра понимаешь более тонко и сложно.

Вот один из очевидных примеров. В первый период творчества Рембрандт любил представлять сюжеты Священной истории как многофигурные сцены с обилием велеречивых подробностей и обстановочной экзотикой. Собранные вместе картины единомышленников голландца радуют как раз обилием многофигурных композиций на библейские сюжеты. И когда весь этот корпус работ изучаешь, несомненным становится вывод о том, что живопись того времени была очарована и заворожена театральными действами, мистериями -- очень эффектными, патетическими, яркими, поражающими экзотической бутафорией и каким-то щемящим сердце простодушием. На картинах Рембрандта и мастеров его круга участниками событий Священной истории или античной мифологии становились разряженные в парчу и атлас подмастерья, служанки, подруги и друзья. И скуластые кудрявые парни, которых Рембрандт запечатлел в качестве натурщиков, из картины в картину путешествуют в образе деревенских ангелов с одолженными у площадного театра бутафорскими крыльями. А Венерой запросто становилась прачка или коровница. Ведь, по словам поэта Андриеса Пелса (1631--1681), «отвислые груди, словно вывихнутые руки, следы от корсета на животе и от чулочных подвязок на ногах -- все должно быть точно изображено, иначе Природа не будет довольна». Усвоить, понять, восхититься этими уроками протестантской этики и эстетики можно, сделав визит к Рембрандту и его «сочувственникам».
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  13.09.2006
ИТАР-ТАСС
«Рембрандт. Его предшественники и последователи» в ГМИИ имени Пушкина
Открывшаяся на днях в московском Музее изящных искусств выставка посвящена 400-летию великого голландца, прозревшего в искусстве те же грандиозные и опасные в своей бесконечности перспективы познания души человеческой, что в философии прозрел Декарт... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  13.09.2006
Перечитал свои прошлогодние заметки о нашей главной книжной выставке-ярмарке. Основной пафос такой: это не выставка-ярмарка, как она официально именуется, а книжный базар. С зазывалами, перекрикивающими друг друга, с «музычкой», с ряжеными... Это все справедливо и в нынешнем году... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  13.09.2006
Смотрите с 14 сентября на экранах Москвы
«Плетеный человек» (США, 2006, Нейл Ла Бьют). Совершенно несусветный ремейк потрясающего фильма Робина Харди 1973 года. Полицейский Эдвард Малус (Николас Кейдж) прибывает на остров Саммерайл в поисках пропавшей маленькой девочки и обнаруживает там матриархальную коммуну, приверженную древним языческим ритуалам плодородия... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика