N°141 09 августа 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Вот потому-то мила мне всегда... Вологодская картинная галерея в гостях у Академии художеств
Выставка, открытая в залах РАХ на Пречистенке, имеет помпезное название «200 лет русского искусства». Оно трогательно не совпадает с тем уютным и камерным миром искусства, что в залах устроился. Подобно экспозициям Третьяковки из серии «Золотая карта России» выставка фондов Вологодской галереи показывает «заметки на полях» академической истории русского искусства: те произведения и имена, что не вписаны в хрестоматии и учебники.
Иногда на таких выставках скучаешь: ну не видел еще одного Шишкина (Айвазовского, Перова, Крамского, Боровиковского...), ну и не надо. Ну и думал бы о них лучше... На выставке из Вологды испытываешь чувство прямо-таки ребяческой радости. Почти каждая из представленных вещиц -- та самая драгоценная находка в коллекции впечатлений, что привычную историю оживляет и переводит из масштаба эпического в дружественный лирический. Знатоки XVIII века помнят, например, портреты Екатерины II, когда та была еще юной княжной. Миловидный образ ее раз и навсегда запечатлел живописец-француз при русском дворе Луи Каравакк. Произошло это в 1745-м, через год после прибытия княжны в Санкт-Петербург. В 1760-е годы датчанин Вигилиус Эриксен повторил портрет Каравакка. Но персона увидена уже в четкой исторической перспективе. Глаза у княжны другие: гипнотизируют они не нежным кротким девичьим сиянием, а неуемной волей к власти. Такого магнетизма властолюбия в хрупкой деве ни на одном другом портрете императрицы не замечал. Вообще тема «глаза в глаза» очень для общения с коллекций Вологодского музея волнующая. Провинциальные живописцы могли нарушать каноны перспективы, колорита, композиции, но глаза у их моделей так простосердечно живы, что пробирает гоголевская романтическая дрожь. Бытовой жанр в собрании Вологодского музея готовит для глаза свою ловушку. Пленяет тысячей мелочей, фактов, деталек. Из картины, например, баталиста Богдана Виллевальде «Сцена у верстового столба» в подробностях можно понять о нравах и досуге офицеров времен войны 1812 года. Благодаря удачному отбору работ сотрудниками галереи искра любви загорается к тем, кого, кажется, давно уже «в упор» в других музеях не видишь. Вот у Владимира Маковского в миниатюре с изображением пожилого иконописца, занятого росписью стены высоких ярусов храма, в проеме арки изумительный вид на старую Москву открывается. И думаешь про себя: а ведь совсем не хуже драгоценно-бережных по цвету и свету добрых старых двориков Поленова. Отдельный бонус -- «Мейсенский собор» Карла Рабуса. Готический храм написан в лучших традициях романтической презентации: в лунном свете, сквозь проем старинной веранды, у парапета которой в темноте едва различима арфа. Отменный создается эффект: нам явлено зрелище собора будто в лоджии оперного театра, то есть зрелище театральной сценографии. Подобный эффект «картина в картине» удавался великому Каспару Давиду Фридриху да Луи Жаку Манде Дагеру -- до изобретения фотографии занимавшегося иллюзионистической живописью декораций и диорам. Как и у других негромких музеев, у Вологодской галереи есть свои непознанные многими любителями искусства «шедевральные» разделы мастеров XX века. Судя по экспозиции в РАХ это даже не «Бубновый валет» (хотя и этот раздел русских «сезаннистов» отличный), а мастера 20--30-х годов, которые возвращаются к нам лишь сегодня: Михаил Соколов, Борис Голополосов, Сергей Маркин, Александра Бычкова, Сергей Кольцов. Оставленный Соломоном Никритиным вид на оцепеневшую в знойном мареве Москву 1950-х с характерным неоклассицизмом, балконами и длинными тенями на кирпичных стенах от гуляющих во дворе, совсем уж мистическим образом передает привет метафизической живописи Джорджо де Кирико. Драгоценные бусинки впечатлений можно нанизывать в ожерелья одно краше другого. Посетив выставку из Вологды, читатели «Времени новостей» сделают это самостоятельно.
Вологодская картинная галерея в гостях у Академии художеств Выставка, открытая в залах РАХ на Пречистенке, имеет помпезное название «200 лет русского искусства». Оно трогательно не совпадает с тем уютным и камерным миром искусства, что в залах устроился... >>
Сто семьдесят пять лет назад родился Василий Курочкин А кто он, собственно говоря, такой, этот Курочкин? Эх, как наши годы-то летят. Небось, двадцать пять лет назад не спрашивали. Грешен, не просматривал тогдашних газет, но сдается мне, что полуторавековой юбилей «русского Беранже», основателя и бессменного редактора сатирического иллюстрированного журнала «Искра», гневного обличителя реакции, обскурантизма, коррупции, произвола и прочих красот проклятого царского режима, отмечали подобающим образом... >>
В понедельник начались гастроли Краснодарского балета в Мариинке. Это случается теперь каждое лето: Юрий Григорович привозит свой театр в Петербург, напоминая всем, что именно в Питере (в более престижной школе, чем в Москве) он сам учился, там танцевал, там начал сочинять танцы... >>
Смотрите с 10 августа на экранах Москвы «Лифт» (Россия, 2006, Всеволод Плоткин). Вызывающий заведомое любопытство отечественный психотриллер в духе знаменитого «Куба» -- про пятерых незнакомых людей, которые решили спуститься на лифте на первый этаж, но в какой-то момент с ужасом поняли, что лифт и не думает останавливаться, спускаясь все ниже и ниже в пугающую бесконечную неизвестность... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|