N°117 06 июля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Та заводская проходная, что к Рембрандту ведет меня «Проект Fабrиkа» представил выставку к 400-летию великого голландца
К чудесному невозможно подготовиться. Как предугадать, где и когда появится нечто, способное удивить, проявить в вас давно замерзшие чувства? Можно, конечно, выбрать определенный маршрут. Пойти, например, в популярный музей и там в окружении признанных шедевров искать этой встречи с прекрасным. Или рвануть в Венецию или, например, в Париж или Амстердам, где восхищение будто бы гарантировано даже самым невосприимчивым.
А что если вы никуда не рванули, а просто идете рядовым московским районом, застроенным невзрачными промышленными пеналами, мимо пыльных газонов и длинных заводских стен, серых, как зимние будни? И эта неказистая дорога к выставочному залу может даже испортить настроение и заранее настроить вас против. Стоит ли ждать чуда в безликом городском квартале? Выставка, послужившая поводом для этой рецензии, позволяет утверждать: можно, именно там вы его и найдете. А ведь все просто. Художники Алексей Политов и Мария Белова, куратор Сергей Хачатуров вспомнили об очень важной дате, которую мы в Москве рисковали равнодушно пропустить. 15 июля исполнится 400 лет Рембрандту Харменсу ван Рейну. И весь мир давно юбилей празднует: вернисажами, концертами, фестивалями, книгами. В Эрмитаже показали офорты Мастера, на площади Амстердама московские скульпторы установили бронзовое повторение картины «Ночной дозор»... А вот в столице России странная тишина. К счастью, в нее вмешалась, и очень тактично, выставка «Про явление». Определить однозначно направление, жанр -- непросто. Редкий человеческий проект современных художников о магии искусства. Это признание в любви -- к гению, его божественному дару. Это разговор запросто с гением, который современен, несмотря на свои 400. Только это не попытка актуализировать: Рембрандт в подобном жесте не нуждается. Представьте нехитрую романтику брошенного завода: позади обшарпанная проходная, застывшие навечно ленты станков, усердно выбеленная лестница. Но постепенно что-то меняется, до вас долетает музыка, тихие скрипки камерного оркестра... Сильный луч света ведет каждого в павильон, который кубом встроен в тело огромного фабричного пространства. На стенах куба зрелище театра теней. Черно-белые силуэты -- реплики знаковых произведений Рембрандта -- художники вырезали из картона. Как настоящие картины поместили картонные образы в простые тяжелые рамы (подобных, вероятно, немало было в амстердамской мастерской самого Рембрандта). Только вместо холстов перед силуэтами прозрачные экраны. Двигаться силуэты заставляют лампы, они медитативно раскачиваются в запрограммированном режиме с обратной стороны каждого экрана, создавая впечатление гигантского волшебного фонаря. Над Данаей шелестит золотой дождь, руки отца приближают к себе блудного сына, сверкает стерильный инструментарий «Анатомии доктора Тюльпа», а сам юбиляр удивленно провожает публику взглядом со своего раннего автопортрета. Вот отсылка к эффекту зрительного восприятия, с которым знакомы внимательные любители искусства: при долгом изучении картины она меняется, оживает, в ней начинают проявляться ранее невидимые детали. Хотя всю нехитрую машинерию охотно демонстрируют каждому и можно потрогать лампы, маятники, проводки и убедиться в рукотворности происходящего, эффект чуда остается. Невозможно ведь до конца объяснить феномен рембрандтовской светотени! С "чудесными" вопросами и остается зритель, возможно, впервые осознавший, что вначале было все же создание Рембрандта, а не название популярного фильма. А остроумным поклоном в сторону современной массовой культуры стал большой экран, на который проецируются слайды -- репродукции рембрандтовских картин. Садись как в кинотеатре и смотри настоящий «Ночной дозор». |
Компромиссное решение судьбы «Детского мира» Разговоры о будущем «Детского мира» не утихают уже несколько лет. В битве за судьбу знаменитого советского универмага, построенного по проекту архитектора Алексея Душкина, часто забывают, а за что же борются... >>
«Проект Fабrиkа» представил выставку к 400-летию великого голландца К чудесному невозможно подготовиться. Как предугадать, где и когда появится нечто, способное удивить, проявить в вас давно замерзшие чувства? Можно, конечно, выбрать определенный маршрут... >>
В Одессе на съемках нового фильма Сергея Урсуляка «Ликвидация» скоропостижно скончался от сердечного приступа популярный артист Андрей Краско... >>
О новом романе Юрия Арабова Когда в 2003 году киносценарист и поэт Юрий Арабов выпустил ретро-роман «Биг-бит», кто-то из критиков (причем отнюдь не недоброжелатель автора) отреферировал содержание этой книги двумя фразами. Основной тезис: Все они умерли... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|