N°116
05 июля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.07.2006
Проверка на дорогах
Выставка Игоря Шелковского в фонде «ЭРА»

версия для печати
«Издатель -- художник» не такая уж экстравагантная для российской истории фигура. Серебряный век подарил нам замечательного рисующего искусствоведа и журналиста Александра Николаевича Бенуа, чьи работы способны лучше всего проиллюстрировать материалы ведущих изданий рубежа веков: «Старые годы», «Мир искусства», «Столица и усадьба»... Его творчество сублимирует универсальный язык и образы эпохи. Оно очень воспитанно, эрудированно, интеллигентно. Оно предоставляет эпохе двигаться в нужном направлении, в нужное время и не плутать в распутицу. Искусствовед рисующий -- отличный инспектор исторических путей художественного мира. Следит за разметкой, ставит светофоры, предотвращает «ДТП» тем, что каждому явлению дает свою полосу и штрафует забвением наглых выскочек и хамов.

Игорь Шелковский -- достойный продолжатель дела Бенуа, образцовый артгаишник. С 1979 по 1986 год, будучи в эмиграции, издавал легендарный журнал «A--Я». Благодаря журналу мы теперь имеем возможность восстановить в деталях картину неофициального российского искусства. Его собственное творчество -- скульптора, живописца, графика, реставратора -- будто программируется на то, чтобы стать идеальной к его же журналу иллюстрацией: зафиксировать все самое важное и интересное, что творилось в русском модернизме от истоков до Федора Семенова-Амурского, учителя Шелковского. В том, что программа успешно выполняется, убеждает первая в истории полная монографическая выставка Игоря Шелковского, которая открылась в новом Фонде поддержки визуальных искусств «ЭРА» в рамках проекта «Прошедшее совершенное». Этот проект предполагает знакомить с творчеством неофициальных художников 1960--1980 годов.

Куратор Александр Панов, объясняя название выставки «Пунктир и линия», обращает внимание на завораживающую комбинаторику образов: «монолитная конструкция» самих основ пластического мышления и «телеграфный» стиль собственно формообразования, когда фактура полосуется «до скелета, до едва удерживающей жизнь прозрачности». Это идеальная метафора разлинованной белыми линиями и знаками, синкопированной телеграфными столбами и проводами дороги, шоссе, магистрали. (Кстати, о дорожной разметке применительно к «пунктирным» картинам 90-х годов подумала в своей рецензии на выставку и Ирина Кулик.) Свой субъективный эстетический опыт Шелковский трансформировал в траекторию движения по многим главам русского модернизма. Когда цепляешься взглядом за различные, комфортно обживающие уютный зал «ЭРА» объекты или живопись, или графические листы, невольно поражаешься многообразию пластических формул, которые использует Шелковский. Ранняя живопись похожа на постимпрессионизм; объекты, чудится, вдохновлены контррельефами Татлина; графика -- аналитической школой Павла Филонова; работы последнего времени -- геометрической абстракцией. Все становится на свои места, если вспомнить о магистральных путях, о дороге, о сшивающих стежками артпроцесс «пунктирах и линиях». Вот открываем первый номер журнала «А--Я». После программной статьи Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм» следует галерея художников, дорогих сердцу и издателя, и всего альтернативного арткомьюнити. Сличая и сопоставляя, можно угадать, что многих он «пригласил в гости», посвятив им лучшие станции своего шоссе. Трафаретные абстракции, например, аукаются с композициями Олега Лягачева. Объемные конструктивные модули передают привет Олегу Соханевичу и Борису Орлову. А кратчайший путь до образов графики Шелковского помогут найти следующие номера журнала, в одном из которых большое эссе о Павле Филонове, а в другом -- репродукции картин учителя Шелковского Федора Семенова-Амурского.

Парадокс в том, что все рифмы не воспринимаются отрицательно, как подражание, плагиат. Мы имеем дело с феноменом сознания художника-издателя, для которого идеи вписать в контекст, определить место, быть регулировщиком и инспектором дорог истории становятся нервом и собственного творчества. Смирение личных амбиций подобных людей не позволяет порваться той самой гамлетовской «времен связующей нити». И прекрасно то, что проект фонда «ЭРА» по восстановлению полноты картины российского «второго авангарда» открылся выставкой Игоря Шелковского.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  05.07.2006
Выставка Игоря Шелковского в фонде «ЭРА»
«Издатель -- художник» не такая уж экстравагантная для российской истории фигура. Серебряный век подарил нам замечательного рисующего искусствоведа и журналиста Александра Николаевича Бенуа, чьи работы способны лучше всего проиллюстрировать материалы ведущих изданий рубежа веков: «Старые годы», «Мир искусства», «Столица и усадьба»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  05.07.2006
Экспозиция «Каллас, или Искусство самоинсценирования» в Европе
Про Каллас меломаны, в том числе русские, знают, кажется, все. И удивить их выставкой про Каллас может разве что тот, кто обладает искусством экспонировать общеизвестное в каком-то новом ракурсе... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  05.07.2006
Новое кино Восточной Европы на ММКФ
Московский кинофестиваль успешно закончился, так и не продемонстрировав публике никаких радикальных перемен... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.07.2006
Смотрите с 6 июля на экранах Москвы
«У холмов есть глаза» (США, 2006, Александр Ажа). Ремейк знаменитого, хотя и не самого удачного фильма ужасов Уэса Крейвена 1977 года про американское семейство, волею рока оказавшееся в пустыне, где некогда проводились ядерные испытания... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика