N°67 19 апреля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Бизнес на компонентах Российские производители автокомплектующих не собираются сдавать позиции
Минпромэнерго и Минэкономразвития согласовали порядок предоставления таможенных льгот на автокомпоненты для промышленной сборки иномарок в России, сообщил вчера РИА "Новости" источник в МЭРТ. "Мы в минувшую пятницу досогласовали проект приказа, регулирующего промышленную сборку", -- сказал он. Представитель Минпромэнерго, в свою очередь, подтвердил эту информацию. Таким образом, вступил в силу порядок, который определяет понятие «промышленная сборка» автомобилей и регламентирует деятельность иностранных инвесторов на территории России.
Этот документ является приложением к подписанному 29 марта постановлению правительства, которое сводит к нулю таможенные пошлины на 95% комплектующих, ввозимых для сборки в России иностранных автомобилей, и без него постановление не может вступить в силу. Но даже если его примут, останется переждать девять месяцев, по истечении которых действующее в «тестовом режиме» постановление будет либо пролонгироваться, либо пересматриваться. Привлечение инвестиций в российский автопром является ключевым вопросом при обсуждении нового порядка ввоза автокомпонентов в Россию. По мнению автопроизводителей, для того чтобы не превратить национальную промышленность в «отверточную сборку» для иностранных автомобилей, необходимы четкие критерии, определяющие понятие «промышленная сборка», и серия нормативных документов, предусматривающих обязательства по созданию автосборочных производств и развитию автокомпонентой базы. Российские автопроизводители -- и это неудивительно -- сходятся в том, что предоставление преференций в виде нулевых пошлин должно быть не только ограничено по времени, но и сопровождаться четкими условиями, предполагающими поэтапное сокращение импорта, -- в течение пяти лет локализация производства автокомпонентов должна составить от 30 до 50%. Все вместе это может дать импульс для развития производства базовых компонентов, необходимых не только иностранным компаниям, но и отечественным предприятиям для обновления модельного ряда. Сейчас производство комплектующих для автомобилей выделилось в самостоятельную подотрасль, которая достаточно эффективно работает на задачу по «удвоению ВВП». Если раньше производители комплектующих являлись подразделениями автосборочных производств, то сейчас, по данным Независимой ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК), в России насчитывается около 200 компаний, основной деятельностью которых является производство автокомпонентов. Почти четверть рынка отечественных комплектующих приходится на группу «СОК», в которую входят предприятия Самарской, Владимирской, Рязанской и Ульяновской областей, Республики Башкортостан. В настоящее время «СОК» имеет около 37% доли рынка по снабжению «АвтоВАЗа» комплектующими. Предприятия группы поставляют комплектующие на заводы «РосЛада», «ИжАвто», ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, а также «GM-АвтоВАЗ», Ford (Всеволожск) и другие автосборочные производства. В прошлом году совокупная емкость рынка автокомпонентов, который состоит из первичного (поставка на конвейер) и розничного рынка (продажа запчастей), составила свыше 5 млрд долл. Около 3 млрд долл. приходится на конвейерные поставки и 2 млрд -- на вторичный рынок запасных частей. В свою очередь, объем производства автомобилей в России оценивался в 7,6 млрд долларов. В ближайшие годы, по оценкам аналитиков, рост автокомпонентного производства будет не только «идти в ногу», но и значительно опережать рост парка автомобилей. Особенно высокие темпы роста ожидает «новый рынок» -- производство комплектующих для новых российских автомобилей («Калина», «Приора») и автомобилей иностранных концернов, локализовавших производства в России: GM, Ford, Renault, Hyundai, Kia. Однако вторичный рынок тоже имеет неплохие перспективы. И в первую очередь это обусловлено состоянием национального автомобильного парка, который насчитывает порядка 24 млн автомобилей. Действующий автопарк остается достаточно старым, и если каждый автовладелец тратит в среднем 200 долл. в год на приобретение запчастей, то емкость вторичного рынка к 2010 году может вырасти вдвое и достигнуть отметки в 10,5--11 млрд долларов. Таким образом, производство автокомплектующих становится одной из самых динамично развивающихся отраслей машиностроения, едва ли не более привлекательной, чем производство самих автомобилей. Данная ситуация характерна для мирового автопрома: производители автокомпонентов имеют в целом значительно более высокие показатели отношения рыночной капитализации к выручке по сравнению с автопроизводителями. Вполне закономерно, что крупнейшие игроки будут стремиться в этот перспективный сегмент рынка. Пока присутствие иностранных поставщиков автокомпонентов ощутимо в основном на розничном рынке, в то время как на конвейер до сих пор работали преимущественно российские поставщики. Во-первых, по большинству позиций импортная продукция не подходит к российским машинам, а во-вторых, она дороже отечественных аналогов. Это объясняет устойчивость позиций основных производителей -- таких как группа «СОК», «Руспромавто» и холдинг «Северсталь-авто». Конечно, беспошлинный ввоз запчастей подстегнет развитие производства «российских иномарок», но и здесь появляется поле деятельности для российских предприятий. По мнению аналитиков, рост промышленной сборки иномарок в России открывает дополнительные возможности для российских производителей автокомплектующих, которые смогут конкурировать с прямым импортом за счет низких цен и близости к потребителю. В группе «СОК» считают, что противостоять наплыву импорта возможно: для этого необходимо расширение номенклатуры современных автокомпонентов и повышение качества продукции. В конце концов, дорогая логистика может свести на нет выгоды от обнуления пошлин. Просто для того, чтобы сохранить устойчивые позиции в меняющихся условиях, национальным компаниям придется пойти на серьезные инвестиции в переоборудование производственных мощностей, чтобы к 2010 году получить крупную долю нового рынка. |
В Красноярском крае будут «прописаны» сразу две крупные энергогенерирующие компании РАО «ЕЭС России», похоже, первым поздравит Красноярский край с укрупнением и присвоит ему статус столицы российской электроэнергетики... >>
Санкт-Петербург продал свою долю в Северо-Западной ТЭЦ Администрация Санкт-Петербурга вчера продала принадлежащий ей пакет акций (7,5%) одной из самых современных электростанций России -- Северо-Западной ТЭЦ, крупнейшим акционером которой является РАО «ЕЭС России»... >>
E.ON не поделился с «Газпромом» акциями Ruhrgas Шеф энергоконцерна E.ON Вульф Бернотат вчера неожиданно раскрыл детали неудачных переговоров с «Газпромом» об обмене активами... >>
Котировки вернулись на уровень 50 долларов за баррель Цены на нефть продолжают преподносить рынку сюрпризы. Вопреки прогнозам аналитиков, стоимость сырья, достигнув две недели назад исторического максимума в 58 долл. за баррель, не продолжила рост, как предсказывали аналитики, а стала опускаться вниз... >>
Российские производители автокомплектующих не собираются сдавать позиции Минпромэнерго и Минэкономразвития согласовали порядок предоставления таможенных льгот на автокомпоненты для промышленной сборки иномарок в России, сообщил вчера РИА "Новости" источник в МЭРТ. "Мы в минувшую пятницу досогласовали проект приказа, регулирующего промышленную сборку", -- сказал он... >>
Их золотодобывающие активы будут выведены на биржу отдельно от «Норникеля» Совет директоров ГМК «Норильский никель» в конце прошлой недели принял решение выделить свои золотодобывающие активы, включая 20% акций южноафриканской Gold Fields, в отдельную, независимую от холдинга компанию. При этом акционеры «Норникеля» смогут получить на одну акцию ГМК одну акцию новой компании... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|