Время новостей
     N°67, 19 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2005
Бизнес на компонентах
Российские производители автокомплектующих не собираются сдавать позиции
Минпромэнерго и Минэкономразвития согласовали порядок предоставления таможенных льгот на автокомпоненты для промышленной сборки иномарок в России, сообщил вчера РИА "Новости" источник в МЭРТ. "Мы в минувшую пятницу досогласовали проект приказа, регулирующего промышленную сборку", -- сказал он. Представитель Минпромэнерго, в свою очередь, подтвердил эту информацию. Таким образом, вступил в силу порядок, который определяет понятие «промышленная сборка» автомобилей и регламентирует деятельность иностранных инвесторов на территории России.

Этот документ является приложением к подписанному 29 марта постановлению правительства, которое сводит к нулю таможенные пошлины на 95% комплектующих, ввозимых для сборки в России иностранных автомобилей, и без него постановление не может вступить в силу. Но даже если его примут, останется переждать девять месяцев, по истечении которых действующее в «тестовом режиме» постановление будет либо пролонгироваться, либо пересматриваться.

Привлечение инвестиций в российский автопром является ключевым вопросом при обсуждении нового порядка ввоза автокомпонентов в Россию. По мнению автопроизводителей, для того чтобы не превратить национальную промышленность в «отверточную сборку» для иностранных автомобилей, необходимы четкие критерии, определяющие понятие «промышленная сборка», и серия нормативных документов, предусматривающих обязательства по созданию автосборочных производств и развитию автокомпонентой базы.

Российские автопроизводители -- и это неудивительно -- сходятся в том, что предоставление преференций в виде нулевых пошлин должно быть не только ограничено по времени, но и сопровождаться четкими условиями, предполагающими поэтапное сокращение импорта, -- в течение пяти лет локализация производства автокомпонентов должна составить от 30 до 50%. Все вместе это может дать импульс для развития производства базовых компонентов, необходимых не только иностранным компаниям, но и отечественным предприятиям для обновления модельного ряда.

Сейчас производство комплектующих для автомобилей выделилось в самостоятельную подотрасль, которая достаточно эффективно работает на задачу по «удвоению ВВП». Если раньше производители комплектующих являлись подразделениями автосборочных производств, то сейчас, по данным Независимой ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК), в России насчитывается около 200 компаний, основной деятельностью которых является производство автокомпонентов. Почти четверть рынка отечественных комплектующих приходится на группу «СОК», в которую входят предприятия Самарской, Владимирской, Рязанской и Ульяновской областей, Республики Башкортостан. В настоящее время «СОК» имеет около 37% доли рынка по снабжению «АвтоВАЗа» комплектующими. Предприятия группы поставляют комплектующие на заводы «РосЛада», «ИжАвто», ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, а также «GM-АвтоВАЗ», Ford (Всеволожск) и другие автосборочные производства.

В прошлом году совокупная емкость рынка автокомпонентов, который состоит из первичного (поставка на конвейер) и розничного рынка (продажа запчастей), составила свыше 5 млрд долл. Около 3 млрд долл. приходится на конвейерные поставки и 2 млрд -- на вторичный рынок запасных частей. В свою очередь, объем производства автомобилей в России оценивался в 7,6 млрд долларов.

В ближайшие годы, по оценкам аналитиков, рост автокомпонентного производства будет не только «идти в ногу», но и значительно опережать рост парка автомобилей. Особенно высокие темпы роста ожидает «новый рынок» -- производство комплектующих для новых российских автомобилей («Калина», «Приора») и автомобилей иностранных концернов, локализовавших производства в России: GM, Ford, Renault, Hyundai, Kia. Однако вторичный рынок тоже имеет неплохие перспективы. И в первую очередь это обусловлено состоянием национального автомобильного парка, который насчитывает порядка 24 млн автомобилей. Действующий автопарк остается достаточно старым, и если каждый автовладелец тратит в среднем 200 долл. в год на приобретение запчастей, то емкость вторичного рынка к 2010 году может вырасти вдвое и достигнуть отметки в 10,5--11 млрд долларов.

Таким образом, производство автокомплектующих становится одной из самых динамично развивающихся отраслей машиностроения, едва ли не более привлекательной, чем производство самих автомобилей. Данная ситуация характерна для мирового автопрома: производители автокомпонентов имеют в целом значительно более высокие показатели отношения рыночной капитализации к выручке по сравнению с автопроизводителями. Вполне закономерно, что крупнейшие игроки будут стремиться в этот перспективный сегмент рынка.

Пока присутствие иностранных поставщиков автокомпонентов ощутимо в основном на розничном рынке, в то время как на конвейер до сих пор работали преимущественно российские поставщики. Во-первых, по большинству позиций импортная продукция не подходит к российским машинам, а во-вторых, она дороже отечественных аналогов. Это объясняет устойчивость позиций основных производителей -- таких как группа «СОК», «Руспромавто» и холдинг «Северсталь-авто».

Конечно, беспошлинный ввоз запчастей подстегнет развитие производства «российских иномарок», но и здесь появляется поле деятельности для российских предприятий. По мнению аналитиков, рост промышленной сборки иномарок в России открывает дополнительные возможности для российских производителей автокомплектующих, которые смогут конкурировать с прямым импортом за счет низких цен и близости к потребителю.

В группе «СОК» считают, что противостоять наплыву импорта возможно: для этого необходимо расширение номенклатуры современных автокомпонентов и повышение качества продукции. В конце концов, дорогая логистика может свести на нет выгоды от обнуления пошлин. Просто для того, чтобы сохранить устойчивые позиции в меняющихся условиях, национальным компаниям придется пойти на серьезные инвестиции в переоборудование производственных мощностей, чтобы к 2010 году получить крупную долю нового рынка.

Дмитрий СИРОТИН