N°61
11 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.04.2005
Шинель любви и совести
В Музее личных коллекций открыта выставка Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой

версия для печати
Выставка уникальна. Она великодушно позволяет увидеть то, что Юрий Норштейн называет «пластическим временем». Пластическое время для него одно из определений мультипликации как таковой. Но давать исчерпывающее объяснение этого понятия так же бессмысленно, как пересказывать сюжеты мультфильмов «Ежик в тумане» или «Сказка сказок», признанного Академией киноискусства Лос-Анджелеса «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов».

Пластическое время организуется из кокона различных ассоциаций, поэтических тропов, необходимых для полноты восприятия мира, вдруг обнаруженных глазом исторических трофеев. В мультфильмах режиссера Юрия Норштейна и его супруги художницы Франчески Ярбусовой этот кокон обволакивает тебя, погружает во что-то мягкое, теплое, шерстисто-пепельное. И ты, укутанный этим шерстяным одеялом памяти, доверчив и беззащитен как младенец или -- что принципиально именно для Норштейна -- как Акакий Акакиевич в своей шинели.

В экспозиции представлены макеты, эскизы, фотографии, а также специально сделанные Норштейном к выставке инсталляции -- стеклянные ящики. В них пространственные планы разделены стеклами с нарисованными на каждом из них фрагментами общей картинки кадра. Сам воздух между прозрачными пластинами -- это ритм вдоха и выдоха, дыхание. Однако главным, дающим возможность почувствовать хронотоп норштейновских фильмов экспонатом оказываются многочисленные, атакующие залы стайками листочков с щебечущими строчками авторские комментарии. Они как раз и наживляют пластические композиции (картины, рисунки, инсталляции) на временную ось памяти и истории. И подтверждают то, что Норштейн -- гений, а в кокон его мультфильмов надо залезать сотни раз. Ибо это вакцина. Против бессердечности.

Вот несколько строк комментариев Норштейна (все вместе они вошли в прекрасно изданный каталог выставки; лучшей книги за последние месяцы не видел и не читал).

О «Сказке сказок»: «Неподалеку от нашего дома был парк... мне нравилось ходить туда и потому, что там был тир. И вдруг вспомнились эти фигурки в тире. Представилось, что танцплощадка в фильме -- это тир, все тут на заклание -- жертвы. И их нужно рисовать, как те обшарпанные, в выщербленках, оспинках от пуль фигурки в тире, которые легко кувыркаются и падают как убитые».

О «Ежике в тумане»: «Когда личная, живая ассоциация входит в состав фильма, тогда он начинает расти сам из себя. Это был сухой лист, который мне вспомнился из моего детства, из октября месяца...этот лист, который невесть откуда прилетел для меня... Его волокло по мостовой, и он цеплялся за края булыжника -- он был совершенно живой. Снег отскакивал от его панциря, и видел эту картину маленький человек».

О «Шинели»: «Шинель» -- генофонд человеческого стыда. Если даже представить на секунду некое идеальное человеческое общество, то мы не сможем жить без «Шинели», потому что иначе у нас исчезнет защитный рефлекс».

Всего на выставке «Сказка сказок» представлены материалы шести главных мультфильмов Норштейна и Ярбусовой, из них один -- «Шинель» по Гоголю -- делается почти четверть века, и конца вскоре не ждите. Шесть -- это мало? Вполне достаточно, если учесть, что фильмы Норштейна тоже генофонд -- человечности как таковой.
Сергей ХАЧАТУРОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.04.2005
ИТАР-ТАСС
Новосибирский оперный театр показал в Кремле «Аиду»
Пожалуй, никогда провинциальный спектакль не вызывал на «Золотой маске» такого ажиотажа. Ближе к 7 апреля, когда состоялся единственный показ «Аиды» Верди, шумиха достигла апогея... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  11.04.2005
Дмитрий Черняков не ставил в Новосибирском оперном театре «Аиду» Джузеппе Верди. Так же как ранее в Мариинке не ставил «Китеж» и «Жизнь за царя», в Большом -- «Похождения повесы» и в новосибирском драматическом театре «Глобус» -- «Двойное непостоянство» Мариво... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  11.04.2005
Кукольные представления на «Золотой маске»
В последние годы с кукольным театром на «Золотой маске» было кисло. Были более удачные спектакли, были заурядные, но ощущения, что это искусство у нас мощное, изощренное и развитое, уже не было... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  11.04.2005
В Музее личных коллекций открыта выставка Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой
Выставка уникальна. Она великодушно позволяет увидеть то, что Юрий Норштейн называет «пластическим временем». Пластическое время для него одно из определений мультипликации как таковой... >>
  • //  11.04.2005
Агент 007 возвращается в двух обличьях
В Голливуде давно нашли практически идеальный способ продлить жизнь экранному герою: заглянуть в его прошлое и узнать, с чего, собственно, все начиналось... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика