N°59 07 апреля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Крылатый сингер Новосибирский театр оперы и балета покорил Москву концертами
«Гигантский серебристый купол, двенадцать мощных колонн фасада, каменные «крылья»...» -- с этих слов начинается программка Новосибирской оперы, больше известной как Сибирский Колизей. Будоражащее воображение здание в стиле сталинского ампира, построенное так, чтобы внутри могла пройти конница, сейчас закрыто на реконструкцию. А пока новый главный дирижер театра 32-летний грек Теодор Курентзис, который вступил в должность всего год назад, как раз накануне начала работ, занят превращением новосибирских музыкантов в просвещенных европейцев. К сентябрю, когда театр откроется, он будет располагать таким оркестром, труппой и хором, от музыкантской энергии которых как будто током бьет.
За год на базе театра беспокойный Курентзис с хормейстером Вячеславом Подъельским создал в Новосибирске еще два музыкальных состава под международными названиями -- ансамбль Musica Aeterna и хор New Siberian Singers. Весь год о них говорили в столице -- кто-то был, слышал, спрашивал, кому-то рассказывали. Их концертная серия, формально привязанная к 60-летию театра, а реально -- к главному событию музыкальной «Золотой маски» -- сегодняшнему показу новосибирской «Аиды» Верди в постановке Дмитрия Чернякова (с этого нашумевшего спектакля и началась зауральская карьера Курентзиса), стала в Москве ожидаемой сенсацией. Публику БЗК и «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева, поражающую не только количеством, но и "лица не общим выражением", Курентзис ошарашил еще до того, как зазвучали первые такты музыки. Репертуарный разброс даже на первый взгляд выглядел вызывающе нетривиально. Курентзис со своими сибирскими подопечными предложил ей фрагменты хрестоматийного романтического «Немецкого реквиема» Брамса, третью картину эмблематической «Пиковой дамы» Чайковского, «Дидону и Энея» -- сохранившуюся только наполовину культовую оперу Перселла, сочинения популярного Гии Канчели и редко исполняемых в России, но обладающих культовым статусом европейских авангардистов Дьердя Куртага и Джачинто Шелси. А также психодрамы греческого композитора и философа Яни Христу, умершего в 1970 году в возрасте 44 лет. Список фантасмагоричен, особенно если учесть, что «второй дирижер» спиваковского НФОРа и лидер новосибирской музыкальной жизни никогда не принадлежал ни к числу высоколобых поклонников возвышенно-стерильной атмосферы вокруг современной музыки, ни к бодрым, но строгим адептам музыкального «историзма». Можно было подумать, что он просто собирается продемонстрировать широту стилистических возможностей своего театра, если бы не слухи об актуальном европейском аутентизме, пышным цветом зацветшем на сибирской земле. Превосходный хор и целый оркестр молодых (первой скрипке «Музики Аэтерна» -- 16 лет), трепетных, «заряженных», влюбленных в дело и своего дирижера музыкантов действительно продемонстрировали ловкость и эрудицию. Их прозрачная, прослушанная, выпестованная до последнего штриха манера игры на жильных струнах, деловитые смены смычка (с барочного на современный -- по необходимости), гордое отсутствие масляного романтического «вибрато» подсказывали, что речь идет об очень современном уровне профессионализма и взглядов. Но многие «барочники» потом тихонько морщили нос, не говоря уж о блюстителях традиционной музыкальной нравственности. Последних не мог не шокировать радикально уменьшенный состав оркестра в Брамсе (он обычно звучит полотном, исполненным оркестрово-хорового пафоса, а тут оказался страшновато-прозрачным). Первых же смущали вроде бы как «исторически неправильные» трели. Между тем аутентизм Курентзиса -- не ортодоксального толка. Скорее не свод изящных правил, а идеология оживления восприятия запыленного репертуара. Дирижер обнаруживает своего Брамса где-то между барочными ораториями, ранним Бетховеном и минимализмом Стива Райха. Своего Чайковского -- между Купереном и Моцартом. Его Перселл с участием Марины Поплавской, бесподобного Михаила Давыдова и королевы английского вокала Эммы Керкби, сыгранный «в манере Калло», обезоруживает тонкой сентиментальностью, Куртаг плетет тихие инструментальные интриги, а Шелси, как ему и положено (но редко удается), ворожит и пугает. Кто-то в фойе пробурчал в одном из антрактов: «Главное -- создать вокруг себя атмосферу, потом можно делать все, что угодно». Курентзису действительно удается вокруг себя что-то такое создать, от чего сотрудники молодежных журналов и научная интеллигенция выходят с одинаково добрыми и просветленными лицами. Но и внутри его интерпретаций есть это «атмосферное завихрение». В этом смысле действительно можно многое делать как хочешь. Тем более что каждой реплике его музыкантов и певцов слышна не только послушность, но и возбужденность собственным развитием. Немного насторожила в этой энергичной программе многозначительная партитура Канчели «Светлая печаль», сыгранная в полной темноте (если не считать дрожащих свечек в мальчишеских ручках хористов Попова). Очевидно, что Теодор Курентзис пристрастен не только к барочным аффектам, но и к сильным современным эффектам. Собственно, это его и украшает. Главное -- не потерять баланс. |
Евгений Марчелли показал на «Золотой маске» «Три сестры» Перед началом «Золотой маски», когда столичные театралы тормошат экспертов, пытаясь выяснить, что следует на нынешнем фестивале смотреть, они, конечно, имеют в виду провинциальные спектакли... >>
Москву навестил знаменитый американский перформансист Спенсер Тьюник Вернисаж работ американского художника Спенсера Тьюника (Туника) прошел в новой, неплохо о себе заявившей галерее современного искусства RuArts. Сохранившиеся на фото и видео акции Тьюника имеют цель избавить мир из плена общественных, социальных, политических, идеологических предрассудков. Где бы он ни находился -- в Аргентине, Австралии, Чили, Финляндии, Испании, Великобритании или США, Тьюник действует проверенным способом. Собирает людей на площади, в лесу, на улице или в дворцовом зале и командует им: «Раздевайсь!» Чтобы никаких трусов, носков, лифчиков ни на ком не было. За кучами шмоток -- порождения ханжеской цивилизации -- присматривают муниципальные службы выбранного Тьюником города. Вторая команда: «Изобрази!» Толпа в несколько сотен, а то и тысяч (как в Барселоне в 2003 году) человек смиренно повинуется. Площади, улицы, тропы и поляны текут ручьями, реками, разливаются озерами и морями человеческих тел. Люди то приседают на корточки, то лежат ничком, то стоят держась за руки или в обнимку друг с другом. Обнажены все до едина. Тонкие, толстые, бледные, смуглые, высокие, малорослые, не стесняющиеся ни собственного физического несовершенства, ни собственной наготы. >>
Новосибирский театр оперы и балета покорил Москву концертами «Гигантский серебристый купол, двенадцать мощных колонн фасада, каменные «крылья»...» -- с этих слов начинается программка Новосибирской оперы, больше известной как Сибирский Колизей. Будоражащее воображение здание в стиле сталинского ампира, построенное так, чтобы внутри могла пройти конница, сейчас закрыто на реконструкцию... >>
«Будь круче» на московских экранах «Послушай, необходимый материал у нас есть, так что же мы тянем и не отдаем его сценаристу? Вместо того, чтобы нам вымучивать и портить сценарий, пусть этим займется Плут»... >>
В возрасте 89 лет в Массачусетсе скончался американский писатель Сол Беллоу, лауреат Нобелевской премии по литературе 1976 года... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|