N°45
18 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.03.2005
С кем конкурирует ФАС
Как растут цены и чего боится бизнес

версия для печати
Законопроект «О защите конкуренции», внесенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) на рассмотрение в правительство, поначалу был воспринят как шаг, имеющий отношение прежде всего к нефтедобывающей промышленности. Что неудивительно, если вспомнить предшествовавшие этому заявления и публикации, обвинявшие нефтяников в ценовых сговорах. Вскоре, однако, серьезную обеспокоенность в связи с этим законопроектом стали проявлять крупные бизнес-структуры и в других отраслях экономики. Совсем недавно, например, свое недвусмысленное отношение к нему выразили металлурги.

Столь дружная реакция бизнеса легкообъяснима. В любой стране, которая заботится о поддержке конкуренции, крупные компании тоже редко приходят в восторг от соответствующих шагов властей. Но гораздо сильнее российский бизнес волнует реальная практика исполнения государством своих фискальных, контрольных и карательных функций -- непрозрачные правила игры, двусмысленное во многих случаях законодательство и «вольная» трактовка норм и правил. То есть то, чем прославились в последнее время налоговые органы. Теперь бизнес опасается, что антимонопольное ведомство сможет не без успеха «конкурировать» с налоговиками.

Законопроект «О защите конкуренции» в начале февраля рассматривался на заседании правительства, был в целом одобрен и отправлен на доработку в течение месяца. Новый правовой акт предусматривает не только упрощение самой процедуры антимонопольного контроля, но и механизма ее запуска. А наличие или отсутствие ценового сговора, в котором часто обвиняют крупные корпорации, будут определять «независимые финансовые оценщики». Такую формулировку бизнес с учетом наших реалий определяет как «неудачную шутку». Далее, из текста документа неясно, что именно будет подразумевать понятие «конкуренция», а также ее нарушение. Законопроект не уточняет также, что субъектами конкурентных отношений являются отнюдь не всякие, а только независимые друг от друга компании (без такого уточнения получается, что должны конкурировать между собой все компании, в том числе и входящие в одну и ту же группу и соотносящиеся друг с другом материнская и дочерняя). И так далее. Участники рынка также считают, что при рассмотрении законопроекта правительству необходимо уделить особое внимание роли антимонопольной службы в принятии решений по тем или иным спорным вопросам, касающимся нарушения конкуренции.

Эксперты, представляющие ведущие отрасли экономики, обращают внимание на ту роль, которую все чаще играет в общем повышении цен на рынке ценовая политика естественных монополий. Уже с начала 2005 года в России произошел заметный рост цен на их продукцию (а нефтяные компании, как и металлурги, являются одними из крупнейших потребителей их услуг): на 20% увеличились тарифы на газ для промышленных потребителей, на 12% -- тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, на 27% -- на электроэнергию (на 27% ставка за мощность и на 3% ставка за энергию), на 16% увеличились тарифы на теплоэнергию. Кроме того, с начала этого года уже изменилось налогообложение нефтепродуктов: на 8% были повышены акцизы.

Если же говорить конкретно о нефтяной отрасли, то при анализе ценовой динамики к сказанному следует приплюсовать также сезонное оживление спроса на моторные топлива, связанное с подготовкой к росту автомобильных перевозок в весенне-летний период, повышение цен на сырую нефть на внутреннем и на международных рынках, снижение запасов автобензинов в стране, определяющее настроение участников рынка, которые в условиях ожидаемого дефицита стремятся выкупить нефтепродукты. И все-таки даже на этом фоне средние цены на автомобильный бензин и дизельное топливо в феврале--марте 2005 года остаются ниже средних цен декабря 2004 года, а темпы их роста существенно отстают от динамики экспортного рынка.

Однако не меньше, чем динамика оптовых цен и анализ влияющих на них факторов, о реальной ценовой ситуации свидетельствует структура стоимости продуктов и услуг. В цене того же бензина его себестоимость (включая добычу и переработку нефти) составляет приблизительно 30%. Остальные 70% делятся так: около 8% -- доход производителя, примерно вдвое больше выручают владельцы автозаправок. И наконец около 46% забирают себе налоговики. Это позволяет более объективно судить о том, что связано с инфляцией издержек, что -- с прибылью производителей и продавцов, а что -- с аппетитами фискалов.

Цена литра бензина АИ-95:

4,2 руб. -- стоимость самого бензина (затраты на добычу и переработку нефти и сбыт)

1,25 руб. -- доход производителя бензина

7,5 руб. -- налоги, включая налог на добычу полезных ископаемых

2,65 руб. -- выручка бензоколонки

Итого: 15,6 рубля.
Антон ПИЩУК


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.03.2005
В Америке цена нефти достигла 57,5 доллара за баррель
Решение Организации стран -- экспортеров нефти --ОПЕК -- повысить квоты на добычу на 500 тыс. баррелей в сутки (до 27,5 млн) не успокоило рынок. Вчера на бирже Нью-Йорка котировки установили новый рекорд, достигнув 57,5 долл. за баррель... >>
  • //  18.03.2005
Денис Синяков
Аркадий Дворкович призывает ускорить создание мегарегулятора финансовых рынков
К публичной дискуссии о создании единого регулятора финансовых рынков, в том числе и банковского, подключился начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович... >>
  • //  18.03.2005
Денис Гришкин
Алексей Мордашов пообещал построить трубный завод под Санкт-Петербургом
Похоже, скоро не останется олигархов, не получивших высокий титул "стратегический партнер Санкт-Петербурга" (ими уже стали Вагит Алекперов, Алексей Миллер, Анатолий Чубайс, Андрей Костин, Семен Вайншток, Сергей Франк и другие)... >>
  • //  18.03.2005
Группа избавляется от экспедиторской компании
Группа компаний «Ист Лайн» продолжает избавляться от активов, непосредственно не связанных с основным бизнесом -- управлением аэропортом Домодедово. В то же время группа не заинтересована в приобретении контроля над какими-либо другими аэропортами... >>
  • //  18.03.2005
Андрей Козлов сдержал обещание отозвать лицензию
Руководство Центрального банка продолжает демонстрировать рынку, что больше не боится кризисов, подобных прошлогоднему... >>
//  читайте тему:  Банковский кризис
  • //  18.03.2005
Как растут цены и чего боится бизнес
Законопроект «О защите конкуренции», внесенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) на рассмотрение в правительство, поначалу был воспринят как шаг, имеющий отношение прежде всего к нефтедобывающей промышленности... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика