N°4 17 января 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Рецептурный дубль Прошла презентация нового проекта от продюсера «Тату» Ивана Шаповалова
В пивном ресторане для модников «Тинькофф» прошла вторая попытка презентации нового проекта бывшего продюсера группы «Тату» Ивана Шаповалова с амбициозным названием Nato. Ударение ставится на последний слог (получается Наталья на грузинский лад), но латинское написание и неизбежные ассоциации с североатлантическим альянсом делают название воинственно кокетливым.
Все прочее в проекте закручено вокруг того же круга щекочущих нервы ассоциаций и тем: Восток, война, Запад и сопутствующие нервические шалости перемешаны с кулинарным простодушием рецептов из журнала для чтения в метро. От таких рецептов обычно веет соображениями о высокой кухне, но главное в них -- возможность приготовления на скорую руку, из самого доступного набора продуктов и на любой, даже самой маленькой электрической плитке. Рецептура строится по принципу «гурмэ в тираж». Так и здесь. Скромная, даже стеснительная, невысокая и коренастая девица в одеянии из штанов «милитари», сексуальной черной кожи и черного шахидского платка на голове поет таджикские, иранские, грузинские и собственного сочинения песни а-ля восточные народные мотивы под качественную электронную танцевальную техно-основу, собранную челябинскими музыкантами и спродюсированную Шаповаловым (главный и практически единственный хит -- заливистый дискотечный «Чорчовон» о смерти четырех братьев в духе «Нас не догонишь», клип на который снабжен фрагментами телерепортажей о терроризме). Продюсер в многочисленных интервью рассуждает о проблемах Востока и Запада, о жизни и смерти, о страхе, пронизывающем западную цивилизацию, оказавшуюся лицом к лицу с реализуемым Востоком стремлением к смерти (то есть размышления все достойные и острые); называет собственный продукт поп-терроризмом, жанр представления -- теракт-концертом; претендует на терапевтические нарушения табу и наличие в проекте мессианского послания о замирении враждующих. Вполне существенно, что первая попытка представить публике Nato, которую Шаповалов намеревался осуществить в Колонном зале, была запрещена, а получившийся скандал тщательно отрекламирован. Тут надо заметить, что Шаповалов не единственный на российском музыкальном поле, кто задумался о вышеназванных проблемах. Культовый рок-музыкант, лидер группы «Аукцыон» Леонид Федоров только что записал фантасмагорическую композицию «Бен Ладен», соединив в звучании собственные тексты, куски музыки поставангардистского композитора Владимира Мартынова в исполнении ансамбля «Опус пост» Татьяны Гринденко, в свою очередь настоянные на Мендельсоне, ошметки композиций группы «Куин» и Второй симфонии Малера. Действительно шокирующая своей страшноватой красотой композиция должна была прозвучать в совместном рождественском действе Федорова, группы «Аукцыон», Мартынова, Гринденко, Владимира Волкова и художника Теодора Тэжика в конце января. Действо было отменено не властями или принимающей стороной (в роли таковой собиралась выступить Московская филармония), а самими музыкантами, поскольку иностранный спонсор одного из участников концерта запретил своему подопечному музицировать про Бен Ладена. Причина -- нежелание этого самого иностранного спонсора иметь проблемы с собственной властью. Скандал не был пропиарен никак, дабы не создавать трудности российским музыкантам, выживающим на грантах. Очевидно, что взаимоотношения поп-музыки с жесткими табу значительно более кокетливы, нежели аналогичные взаимоотношения авангарда. Даже подходя вплотную к идеологическим или эстетическим границам, выход за которые становится уже рискованным, поп-проект не забывает об идее тиражирования и успеха и строится на тонкой спекуляции не только страхами массового потребителя, но и его защитой, то есть фантастическими способностями массового сознания игнорировать самое страшное (так, москвичи на второй день бесланской трагедии требовали не отменять им День города: «Мы устали от новостей. Дайте пива»). Возможный успех Nato будет связан с этими спекуляциями, так же, как с игривыми механизмами подмен -- за остроту шокирующих манипуляций с табуированными блоками общественного сознания выдается, по сути, плавное движение в русле модных международных тенденций этно-поп-музыки. Возможный неуспех Nato будет связан с теми же манипуляциями и подменами. Новый продюсерский музыкальный проект, так же, как «Тату», сделан по принципу «фишка в банке», но в данном случае он, во-первых, имеет дело с гораздо более жесткими табу, чем однополая младенческая страсть, а во-вторых, попросту является рецептурным дублем, что серьезно уменьшает его шансы на эффект взрыва в массовом сознании. Единственное, что придает событию трогательности и позволяет отнестись к нему с пониманием, так это его апелляция не только к стереотипам массового сознания, но и к государственным технологиям управления этим самым массовым сознанием. Nato (на этот раз вместе с неосуществленным федоровским «Бен Ладеном»), пикируясь и кокетничая с обывателем, пикируется одновременно с идеей мобилизационной идеологии государства, в которой терроризм становится индульгенцией на все, включая примитивизирующиеся, военизированные способы управления культурой, экономикой, политическими институтами, частной собственностью и частной свободой тщательно устрашаемого обывателя.
«Ночной продавец» имеет шанс понравиться публике В среду в кинотеатре «Художественный» состоится премьера фильма «Ночной продавец» -- первой из серии дебютных картин, которую студия Сергея Сельянова СТВ собирается выпустить в этом году. 20 января фильм выйдет в столичный прокат, а с 27 широко пойдет по всей стране... >>
Прошла презентация нового проекта от продюсера «Тату» Ивана Шаповалова В пивном ресторане для модников «Тинькофф» прошла вторая попытка презентации нового проекта бывшего продюсера группы «Тату» Ивана Шаповалова с амбициозным названием Nato... >>
Солист Парижской оперы станцевал в «Кремлевском балете» Если бы «Кремлевского балета» не было, начальникам Большого театра следовало бы его придумать... >>
В Крокин-галерее открылась первая выставка Московской биеннале современного искусства Началось! Первая Московская биеннале современного искусства -- главное в России художественное событие года и долгожданное свидетельство окончательной модернизации отечественной культуры -- официально открывается 28 января... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|