|
|
N°4, 17 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рецептурный дубль
Прошла презентация нового проекта от продюсера «Тату» Ивана Шаповалова
В пивном ресторане для модников «Тинькофф» прошла вторая попытка презентации нового проекта бывшего продюсера группы «Тату» Ивана Шаповалова с амбициозным названием Nato. Ударение ставится на последний слог (получается Наталья на грузинский лад), но латинское написание и неизбежные ассоциации с североатлантическим альянсом делают название воинственно кокетливым.
Все прочее в проекте закручено вокруг того же круга щекочущих нервы ассоциаций и тем: Восток, война, Запад и сопутствующие нервические шалости перемешаны с кулинарным простодушием рецептов из журнала для чтения в метро. От таких рецептов обычно веет соображениями о высокой кухне, но главное в них -- возможность приготовления на скорую руку, из самого доступного набора продуктов и на любой, даже самой маленькой электрической плитке. Рецептура строится по принципу «гурмэ в тираж». Так и здесь. Скромная, даже стеснительная, невысокая и коренастая девица в одеянии из штанов «милитари», сексуальной черной кожи и черного шахидского платка на голове поет таджикские, иранские, грузинские и собственного сочинения песни а-ля восточные народные мотивы под качественную электронную танцевальную техно-основу, собранную челябинскими музыкантами и спродюсированную Шаповаловым (главный и практически единственный хит -- заливистый дискотечный «Чорчовон» о смерти четырех братьев в духе «Нас не догонишь», клип на который снабжен фрагментами телерепортажей о терроризме). Продюсер в многочисленных интервью рассуждает о проблемах Востока и Запада, о жизни и смерти, о страхе, пронизывающем западную цивилизацию, оказавшуюся лицом к лицу с реализуемым Востоком стремлением к смерти (то есть размышления все достойные и острые); называет собственный продукт поп-терроризмом, жанр представления -- теракт-концертом; претендует на терапевтические нарушения табу и наличие в проекте мессианского послания о замирении враждующих.
Вполне существенно, что первая попытка представить публике Nato, которую Шаповалов намеревался осуществить в Колонном зале, была запрещена, а получившийся скандал тщательно отрекламирован.
Тут надо заметить, что Шаповалов не единственный на российском музыкальном поле, кто задумался о вышеназванных проблемах. Культовый рок-музыкант, лидер группы «Аукцыон» Леонид Федоров только что записал фантасмагорическую композицию «Бен Ладен», соединив в звучании собственные тексты, куски музыки поставангардистского композитора Владимира Мартынова в исполнении ансамбля «Опус пост» Татьяны Гринденко, в свою очередь настоянные на Мендельсоне, ошметки композиций группы «Куин» и Второй симфонии Малера. Действительно шокирующая своей страшноватой красотой композиция должна была прозвучать в совместном рождественском действе Федорова, группы «Аукцыон», Мартынова, Гринденко, Владимира Волкова и художника Теодора Тэжика в конце января. Действо было отменено не властями или принимающей стороной (в роли таковой собиралась выступить Московская филармония), а самими музыкантами, поскольку иностранный спонсор одного из участников концерта запретил своему подопечному музицировать про Бен Ладена. Причина -- нежелание этого самого иностранного спонсора иметь проблемы с собственной властью. Скандал не был пропиарен никак, дабы не создавать трудности российским музыкантам, выживающим на грантах.
Очевидно, что взаимоотношения поп-музыки с жесткими табу значительно более кокетливы, нежели аналогичные взаимоотношения авангарда. Даже подходя вплотную к идеологическим или эстетическим границам, выход за которые становится уже рискованным, поп-проект не забывает об идее тиражирования и успеха и строится на тонкой спекуляции не только страхами массового потребителя, но и его защитой, то есть фантастическими способностями массового сознания игнорировать самое страшное (так, москвичи на второй день бесланской трагедии требовали не отменять им День города: «Мы устали от новостей. Дайте пива»).
Возможный успех Nato будет связан с этими спекуляциями, так же, как с игривыми механизмами подмен -- за остроту шокирующих манипуляций с табуированными блоками общественного сознания выдается, по сути, плавное движение в русле модных международных тенденций этно-поп-музыки.
Возможный неуспех Nato будет связан с теми же манипуляциями и подменами. Новый продюсерский музыкальный проект, так же, как «Тату», сделан по принципу «фишка в банке», но в данном случае он, во-первых, имеет дело с гораздо более жесткими табу, чем однополая младенческая страсть, а во-вторых, попросту является рецептурным дублем, что серьезно уменьшает его шансы на эффект взрыва в массовом сознании.
Единственное, что придает событию трогательности и позволяет отнестись к нему с пониманием, так это его апелляция не только к стереотипам массового сознания, но и к государственным технологиям управления этим самым массовым сознанием. Nato (на этот раз вместе с неосуществленным федоровским «Бен Ладеном»), пикируясь и кокетничая с обывателем, пикируется одновременно с идеей мобилизационной идеологии государства, в которой терроризм становится индульгенцией на все, включая примитивизирующиеся, военизированные способы управления культурой, экономикой, политическими институтами, частной собственностью и частной свободой тщательно устрашаемого обывателя.
Юлия Бедерова