N°34
01 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.03.2005
Правила борьбы
Глава ФАС "согласовал" закон "О защите конкуренции" с экспертами

версия для печати
Сегодня в правительство будет внесен доработанный законопроект «О защите конкуренции». Почти месяц заинтересованные ведомства, главным образом Федеральная антимонопольная служба (ФАС), пытались улучшить документ, рассмотренный и «в основном одобренный» кабинетом министров еще 3 февраля. Однако, судя по вчерашнему обсуждению в Высшей школе экономики, работать над сводом правил борьбы за конкурентную среду в экономике предстоит еще много.

Глава службы Игорь Артемьев явно хочет превратить ФАС в одно из наиболее значимых ведомств, чтобы уже никто и никогда не говорил об антимонопольных органах так, как вчера их работу в предыдущие годы охарактеризовал научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: «Занимались всякой ерундой, делали то, что позволяли олигархи и министры». Г-н Артемьев поставил задачу возвести антимонопольные органы в ранг макрорегулятора, «не допускающего влияния ограничения конкуренции на рост экономики». Именно эту цель и преследует закон «О защите конкуренции». Как признал г-н Артемьев, он и его соратники «хотели написать европейский закон», снижающий административные барьеры для развития бизнеса и одновременно жестко наказывающий за недобросовестную конкуренцию. В частности, по законопроекту не требуется согласие антимонопольных органов на слияние или поглощение компаний или предприятий, если суммарная стоимость их активов менее 3 млрд руб. (под сегодняшний «норматив» в 20 млн руб. подпадают даже малые и средние предприятия).

«Главная задача -- оказать влияние на поведение крупных компаний», -- признает г-н Артемьев и предупреждает, что в случае нарушения ими антимонопольного законодательства реакция будет «жесткой, бескомпромиссной, максимально эффективной». Реакция зафиксирована в поправках в Административный кодекс. За злоупотребление доминирующим положением на рынке признанная виновной компания заплатит 0,5--2% от выручки, а за ограничивающий конкуренцию сговор -- от 1 до 4% (наказание, по признанию главы ФАС, в 2--3 раза легче, чем в США, где антимонопольные органы вообще являются силовой структурой). Нешуточные штрафы предусмотрены также для должностных лиц, в том числе чиновников (действие закона распространяется и на исполнительные органы власти), распоряжения которых бьют по здоровой конкуренции.

Поскольку законопроект готовился с учетом антимонопольного опыта развитых стран, несогласным с санкциями бизнесменам есть куда обратиться за защитой -- в суд. «Любое решение антимонопольных органов может быть приостановлено с момента подачи заявления в канцелярию суда», -- сказал г-н Артемьев. Да и вовремя раскаявшихся в картельном соглашении наказание не ждет. В Административный кодекс предполагается записать, что освобождается от ответственности «лицо, первым добровольно заявившее о своем участии в соглашении, ограничивающем конкуренцию, и представившее доказательства, необходимые для установления факта такого соглашения».

Более того, в определенных случаях вообще можно пренебречь некоторыми ограничениями. Правда, для этого нужно будет доказать, что излишняя концентрация бизнеса или картельный сговор принесут больше плюсов, чем минусов. Например, повысят конкурентоспособность на мировом рынке, дадут стимул к техническому или экономическому прогрессу, предоставят потребителям соразмерную часть преимуществ.

Евгению Ясину, без сомнения, не могло не понравиться то, что авторы законопроекта проанализировали опыт антимонопольной борьбы в США и странах Евросоюза. Однако у России, как известно, «особенная стать», выразившаяся, например, в участии правоохранительных органов в конкурентной борьбе. Поэтому г-н Ясин и попросил Игоря Артемьева объяснить, какие внутрироссийские явления требуют сегодня вмешательства антимонопольных органов. Среди таких явлений глава ФАС обозначил естественные монополии (он назвал их "неестественными"), ограничивающие конкуренцию действия органов исполнительной власти и правоохранительных органов, коллективное доминирование на рынке (особенно этим отличаются нефтяные компании, что привело к взлету цен на бензин). Кроме того, г-ну Артемьеву не нравится, как органы исполнительной власти проводят торги, в том числе госзакупки. По его словам, 98% земельных участков распределено без конкурса. В других же сферах, утверждает г-н Артемьев, «более или менее честных конкурсов было всего процентов 17».

Эксперты вслед за правительством «в основном» одобрили подготовленные в ФАС законодательные новации. Однако прозвучавшие замечания явно поубавили оптимизм г-на Артемьева по поводу качества подготовленного его подчиненными документа. По его словам, таких замечаний набралось на целых пять страниц. На взгляд декана факультета права ВШЭ Оксаны Олейник, законом не предусмотрены превентивные действия, в частности нет средств предупреждения попыток к доминированию на рынке.

В свою очередь заместитель директора Института анализа предприятий и рынков Светлана Авдашева и руководитель департамента стратегического анализа Игорь Николаев возразили против зафиксированной в законопроекте концепции определения коллективного доминирования. По подсчетам г-на Николаева, под предложенную формулировку подпадают от 50 до 70% российских предприятий, а потому ее «оставлять в таком виде категорически нельзя». Впрочем, Г-н Артемьев нашел чем успокоить экспертов. Оказывается, коллективное доминирование не является нарушением. ФАС еще должна доказать, что эти предприятия злоупотребляют своим положением.

Как бы то ни было, многие замечания, высказанные представителями экспертного сообщества, г-н Артемьев пообещал учесть при работе над законопроектом в Госдуме. Если, конечно, закон не будет возвращен из Белого дома на повторную доработку.
Михаил ВОРОБЬЕВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.03.2005
Кирилл Каллинников
Президент лично организовал работу правительства
У президента есть две главные экономические мечты -- удвоение ВВП к 2010 или 2012 (тут даже правительственные чиновники дают разные трактовки) году и переход российской экономики от сырьевой к инновационной... >>
//  читайте тему:  Политическая реформа
  • //  01.03.2005
Украина еще подумает, нужно ли ей Единое экономическое пространство с Россией
В пятницу в Москве должно было пройти очередное заседание Группы высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). Однако заседание решено перенести на месяц... >>
  • //  01.03.2005
Глава ФАС "согласовал" закон "О защите конкуренции" с экспертами
Сегодня в правительство будет внесен доработанный законопроект «О защите конкуренции». Почти месяц заинтересованные ведомства, главным образом Федеральная антимонопольная служба (ФАС), пытались улучшить документ, рассмотренный и «в основном одобренный» кабинетом министров еще 3 февраля... >>
  • //  01.03.2005
Михаил Циммеринг
Договорные отношения между Чечней и Россией могут быть оформлены к середине года
Президент Чечни Алу Алханов пообещал на следующей неделе представить проект договора о разграничении полномочий между республикой и федеральным центром в промежуточную инстанцию -- полпреду президента России в Южной федеральном округе Дмитрию Козаку... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  01.03.2005
Роман Мухаметджанов
Спикер Совета Федерации включился в президентскую кампанию
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов на пресс-конференции в понедельник предложил увеличить срок пребывания президента у власти до пяти лет, но Конституцию менять в ближайшие десять лет категорически отказался... >>
  • //  01.03.2005
Партия власти пока боится считать движение "Наши" своим
Возникновение на базе «Идущих вместе» молодежного движения «Наши» якобы при участии администрации президента стало одним из громких общественно-политических событий... >>
  • //  01.03.2005
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика