N°29 21 февраля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Каталог возможностей "ПроЯвления любви" Ксении Драгунской в постановке Ольги Субботиной
Буржуйка, рядом греются двое мужчин. На них пережеванная какая-то военная одежка, в голосах особенная усталость, усталость побежденных. Они говорят про уничтоженный город, в который вернулись; промелькнувшее «обер-лейтенант» объясняет, что город этот немецкий. Зазвучавшая в фонограмме «Лили Марлен» подтверждает обстоятельства места. И только успеваешь поразиться тому, что в антрепризе (а спектакль «ПроЯвления любви», поставленный Ольгой Субботиной по пьесе Ксении Драгунской, -- антрепризное детище, премьеру играли в ДК имени Зуева) решили играть сложные вариации на темы Генриха Белля, как у одного из персонажей звонит мобильный телефон. Это была репетиция, герои -- актеры. И дальше начинается рассказ про их актерскую жизнь.
Рассказ от первого лица ведет Павел Майков. Небольшой амфитеатр стоит прямо на сцене, и актер вплотную подходит к первому ряду, рассказывает о себе так, будто каждому зрителю лично. Окончил институт, «меня сразу взяли в штат». Театральная репетиция: естественно, молодого актера запихнули в детский утренник, и он изображает какого-то альпийского пастушка в дикой зеленой жилетке, рядом коллеги шелестят ветвями заколдованных деревьев (главное дерево вместе со своей кроной почему-то ходит на лыжах -- его играет Евгений Стычкин). Монтировщица Скрябина (Амалия Гольданская в рабочем комбинезоне) тянет из кулисы за веревочку игрушечного зайца. Экстатический режиссер, сам встав на четвереньки, показывает, как этот заяц должен прыгать... Вообще-то это начало романа. Романа на троих. Два актера (Майков, Стычкин) и юная монтировщица. Персонаж Майкова (в программке героям не определено никаких имен, оба называют друг друга Лешами) монтировщицу любит. Она любит персонажа Стычкина. Тот с ней встречается (одалживая ключи от комнаты у друга), но периодически возвращается к жене. В конце концов девушка погибает (разбивается на машине), друзья возвращаются к работе. Эту достаточно простую историю автор считает необходимым отразить в зеркалах классических сюжетов. Два Леши играют не только Белля; история смотрится и в «Идиота», и в «Доктора Живаго». При этом сцены из великих романов так подогнаны к тексту собственно Драгунской, что вот только что между собой выясняли отношения актеры, а вот -- Мышкин и Рогожин, это вроде как репетиция. И что занятно: театр, в котором персонажи служат, неразумен и неталантлив, и актеры, эти два Леши, там только едят, играют в нарды, разбираются со своими любовями. А стоящие работы возникают на стороне -- как «Идиот», так и «Доктор Живаго». И -- можно сказать с уверенностью -- это действительно стоящие работы. Взглянуть на Майкова-Мышкина и Стычкина-Рогожина было бы по-настоящему интересно (Майков лишь однажды чуть переиграл, когда надо было изображать приступ болезни: чуть сильнее, чем надо, затряслась рука -- но зато вернулся из полуобморока очень хорошо, голос стал очень простым, вот именно та безыскусность, что поражала людей в Мышкине). В результате спектакль превращается то ли в перечень упущенных (еще не упущенных?) возможностей, то ли в каталог будущих проектов. Драгунская определяет героям-актерам двойников-персонажей из великой литературы, а Субботина рушит четвертую стену, разрешает выход актеров в зал (когда, чтобы прикурить, к зрителям обращаются с просьбой о зажигалке) и превращает сцену в загсе (герой Майкова уговорил девушку выйти замуж, отлично понимая, что она любит не его, но ей нужна московская прописка; в последний момент появился герой Стычкина и все порушил) в откровенный фарс (регистраторшу в типичном синем платье изображает мужик с бородой, одна из невест также мужского пола). И обе хотят рассказать историю большой любви в современных обстоятельствах. Фарс здесь, понятно, нужен для контраста: чтобы публика зарыдала на похоронах, на свадьбе ей надо похохотать. А классики нужны для масштаба, это тоже понятно (так Скриб, добиваясь резонанса трагического слова, вставил в свою «Адриенну Лекуврер» монолог из расиновской «Федры»). На деле получается следующее: пришедшая в антрепризу с твердым намерением развлечься публика начинает смеяться даже в самых неподходящих для этого местах, а отличные, интонационно точно сыгранные Майковым и Стычкиным сцены по мотивам классиков торчат величественными скалами посреди мелкого ландшафта спектакля. Что же касается Гольданской... Ей классики не достается. И, соответственно, в лучших фрагментах спектакля мужчины спокойно обходятся без нее. Доказывая, что проявления любви вполне могут существовать на сцене без предмета любви как такового.
Новый «Фальстаф» Верди на сцене Большого театра Большой показал свою предпоследнюю оперную премьеру сезона -- купленную в Милане классическую постановку «Фальстафа» Верди, сделанную знаменитым Джорджо Стрелером в 1980 году для театра «Ла Скала» и успешно прожившую там 20 лет... >>
"ПроЯвления любви" Ксении Драгунской в постановке Ольги Субботиной Буржуйка, рядом греются двое мужчин. На них пережеванная какая-то военная одежка, в голосах особенная усталость, усталость побежденных. Они говорят про уничтоженный город, в который вернулись; промелькнувшее «обер-лейтенант» объясняет, что город этот немецкий... >>
23 февраля в Москве начнется необычный кинофестиваль Необычным Фестиваль действительного кино «Кинотеатр. DOC.» можно считать из-за того, что проводит его театр -- «Театр.DOC.» -- независимое и негосударственное объединение театральных людей, у которого есть руководители... >>
На Берлинском кинофестивале победила «Кармен» из ЮАР В минувшую субботу в два часа дня жюри Берлинале, возглавляемое Роландом Эммерихом, вышло на итоговую пресс-конференцию, чтобы сообщить о победе южноафриканского фильма-оперы «Кармен из Хаелитшы» Марка Дорнфорда-Мэя... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|