N°221
28 ноября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.11.2005
Гроб на колесах
версия для печати
Гроб на колесах -- это не аббревиатура гражданского общества в России, хотя тоже подходит. Гроб на колесах -- это собирательный образ продукции российской автомобильной промышленности в сознании ее потребителей. На минувшей неделе, как пишут газеты, государство вернуло контроль над флагманом этого самого автопрома -- Волжским автомобильным заводом, назначив рулить предприятием людей из "Рособоронэкспорта".

Далее я рассуждаю как обыватель, да притом еще не имеющий и никогда не собирающийся иметь собственного автомобиля. То есть как человек к российскому, равно как к японскому или германскому, автопрому подчеркнуто нейтральный. Поэтому заранее прошу простить, если что не так.

Так вот как обыватель я, во-первых, не очень понимаю, какое отношение "Рособоронэкспорт" имеет к производству автомобилей. В таких транспортных средствах, как танки или самолеты, его менеджеры, наверное, разбираются хорошо. Но я не знаю ни одного случая, чтобы успешное и прибыльное автомобильное производство налаживали люди, способные выпускать (или в данном случае продавать) военную технику. Тогда, видимо, вполне можно было бы с таким же успехом перепоручить наш многострадальный автозавод какому-нибудь "Совплодовощвинпрому".

Во-вторых, я не понимаю, почему случившееся вслед за скоропостижным уходом на пенсию многолетнего гендиректора ВАЗа Владимира Каданникова назначение на его место мужчины из "Рособоронэкспорта" означает восстановление государственного контроля за предприятием. Формально ведь Волжский автозавод никогда не приватизировался, то есть не уходил из-под контроля государства. А фактически как не контролировался государством, так скорее всего и не будет.

Наконец, в-третьих и в-главных, я не понимаю, почему, собственно, восстановление государственного контроля означает, что Волжский автозавод перестанет производить вышеозначенные гробы на колесах. Я лично не знаю ни одной государственной автомобильной компании, которая занимала бы сколько-нибудь заметные позиции на мировом рынке. Рынок автомобилей вроде как пространство конкуренции частных компаний. И даже знаменитую формулу "что выгодно "Форду" -- выгодно Америке" никто не пытается переформулировать наоборот.

Поделившись своими сомнениями, я готов поставить вопрос еще жестче: может быть, России эффективнее, дешевле и прагматичнее постепенно вовсе отказаться от собственной автомобильной промышленности? Например, не осталось полноценной национальной автопромышленности у такой вполне себе технологически продвинутой страны, как Великобритания. И ничего. Вот и Россия, дабы не множить армию безработных в этом секторе и не создавать чудовищную социальную напряженность в том же славном городе Тольятти, вполне может стать тотальным сборочным цехом для иномарок.

Вообще же попытки государства восстановить контроль то над одной, то над другой крупной компанией не кажутся мне наведением порядка в экономике. Выходит так, что это самое восстановление госконтроля оборачивается банальной приватизацией крупных компаний конкретными госчиновниками. Никакого усиления прозрачности бизнеса или повышения эффективности производства от этого не налюдается. Например, мне почему-то кажется, нет, я даже практически уверен, что "Юганскнефтегаз" при "Роснефти" будет работать гораздо хуже, чем при Ходорковском, а "Сибнефть" при "Газпроме" не лучше, чем при Абрамовиче.

Мне кажется, процессы, происходящие в России последние пару лет, смело можно назвать тотальной приватизацией государства представителями государственной власти. Они приватизируют сырьевой бизнес, гражданское общество, телевидение, политическую жизнь. Причем никаких доказательств того, что от такой госприватизации приватизированное станет лучше, надежнее или эффективнее, нет. Скорее есть доказательства обратного: мы уже жили в приватизированном политической элитой государстве, и большинство из нас на своем веку пережило его оглушительный распад.
Семен Новопрудский


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  28.11.2005
ИТАР-ТАСС
Дмитрий Рогозин поскользнулся на арбузных корках
В субботу Московский городской суд решил снять с выборов в Мосгордуму партию "Родина". Ее рекламный телеролик сочли разжигающим межнациональную рознь... >>
  • //  28.11.2005
Социологи определились лишь с лидером и аутсайдерами московских выборов
Исследования социологов, проведенные в преддверии выборов в Мосгордуму, могут успокоить только лидирующих с большим отрывом единороссов... >>
  • //  28.11.2005
Reuters
"Единая Россия" поменяла цвет
В субботу в Красноярске прошел VI съезд партии «Единая Россия». Самым заметным формальным событием в жизни единороссов стала смена символики. Из бурого медведь стал синим -- то ли в честь наступления зимы, то ли в связи с идеей серьезнее развивать северные территории, которую активно обсуждали делегаты съезда... >>
  • //  28.11.2005
В пятницу, накануне съезда «Единой России», в Красноярске прошла конференция «Модернизация России. Развитие Сибири и Дальнего Востока». На ней сторонники единороссов предложили власти, бизнесу и обществу свою программу модернизации экономики страны... >>
  • //  28.11.2005
25 октября -- 25 ноября
Рейтинги рассчитаны с помощью информационно-аналитической системы "Медиалогия" по материалам 1500 российских СМИ. Система обрабатывает все категории центральных и региональных СМИ России -- ТВ, радио, прессу, информационные агентства, интернет-издания... >>
//  читайте тему:  Политики в СМИ. Рейтинги
  • //  28.11.2005
Никулинский суд отказался снять режиссера Станислава Говорухина с регистрации в качестве кандидата в депутаты Госдумы по 201-му Университетскому избирательному округу... >>
  • //  28.11.2005
АР
Выборы парламента Чечни состоялись
Чечня в минувшее воскресенье обрела наконец все формальные признаки субъекта Российской Федерации -- после шестилетнего перерыва там избран парламент. Предварительные итоги распределения мест в обеих палатах нового представительного органа официально подведут только сегодня... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  28.11.2005
Законодательное собрание Санкт-Петербурга могут распустить
Ряд депутатов петербургского законодательного собрания обвинили городской парламент в бездействии и пригрозили ему судом. В суде они намерены обжаловать нежелание своих коллег принимать решение о проведении в Петербурге референдума... >>
  • //  28.11.2005
Таможенная служба накажет экспортеров-нарушителей через Налоговую
Эффективно бороться со злоупотреблениями экспортеров государству пока не удается, несмотря на постоянное ужесточение требований к ним. Таможенники придумали новую конструкцию отлова недобросовестных экспортеров... >>
//  читайте тему:  Налоговая реформа
  • //  28.11.2005
В России назревает очередной передел оборонной промышленности
Кто бы мог подумать, что вскользь оброненная 9 ноября начальником Генерального штаба Юрием Балуевским фраза будет иметь столь радикальные последствия... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  28.11.2005
Гроб на колесах -- это не аббревиатура гражданского общества в России, хотя тоже подходит. Гроб на колесах -- это собирательный образ продукции российской автомобильной промышленности в сознании ее потребителей... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика