|
|
N°221, 28 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гроб на колесах
Гроб на колесах -- это не аббревиатура гражданского общества в России, хотя тоже подходит. Гроб на колесах -- это собирательный образ продукции российской автомобильной промышленности в сознании ее потребителей. На минувшей неделе, как пишут газеты, государство вернуло контроль над флагманом этого самого автопрома -- Волжским автомобильным заводом, назначив рулить предприятием людей из "Рособоронэкспорта".
Далее я рассуждаю как обыватель, да притом еще не имеющий и никогда не собирающийся иметь собственного автомобиля. То есть как человек к российскому, равно как к японскому или германскому, автопрому подчеркнуто нейтральный. Поэтому заранее прошу простить, если что не так.
Так вот как обыватель я, во-первых, не очень понимаю, какое отношение "Рособоронэкспорт" имеет к производству автомобилей. В таких транспортных средствах, как танки или самолеты, его менеджеры, наверное, разбираются хорошо. Но я не знаю ни одного случая, чтобы успешное и прибыльное автомобильное производство налаживали люди, способные выпускать (или в данном случае продавать) военную технику. Тогда, видимо, вполне можно было бы с таким же успехом перепоручить наш многострадальный автозавод какому-нибудь "Совплодовощвинпрому".
Во-вторых, я не понимаю, почему случившееся вслед за скоропостижным уходом на пенсию многолетнего гендиректора ВАЗа Владимира Каданникова назначение на его место мужчины из "Рособоронэкспорта" означает восстановление государственного контроля за предприятием. Формально ведь Волжский автозавод никогда не приватизировался, то есть не уходил из-под контроля государства. А фактически как не контролировался государством, так скорее всего и не будет.
Наконец, в-третьих и в-главных, я не понимаю, почему, собственно, восстановление государственного контроля означает, что Волжский автозавод перестанет производить вышеозначенные гробы на колесах. Я лично не знаю ни одной государственной автомобильной компании, которая занимала бы сколько-нибудь заметные позиции на мировом рынке. Рынок автомобилей вроде как пространство конкуренции частных компаний. И даже знаменитую формулу "что выгодно "Форду" -- выгодно Америке" никто не пытается переформулировать наоборот.
Поделившись своими сомнениями, я готов поставить вопрос еще жестче: может быть, России эффективнее, дешевле и прагматичнее постепенно вовсе отказаться от собственной автомобильной промышленности? Например, не осталось полноценной национальной автопромышленности у такой вполне себе технологически продвинутой страны, как Великобритания. И ничего. Вот и Россия, дабы не множить армию безработных в этом секторе и не создавать чудовищную социальную напряженность в том же славном городе Тольятти, вполне может стать тотальным сборочным цехом для иномарок.
Вообще же попытки государства восстановить контроль то над одной, то над другой крупной компанией не кажутся мне наведением порядка в экономике. Выходит так, что это самое восстановление госконтроля оборачивается банальной приватизацией крупных компаний конкретными госчиновниками. Никакого усиления прозрачности бизнеса или повышения эффективности производства от этого не налюдается. Например, мне почему-то кажется, нет, я даже практически уверен, что "Юганскнефтегаз" при "Роснефти" будет работать гораздо хуже, чем при Ходорковском, а "Сибнефть" при "Газпроме" не лучше, чем при Абрамовиче.
Мне кажется, процессы, происходящие в России последние пару лет, смело можно назвать тотальной приватизацией государства представителями государственной власти. Они приватизируют сырьевой бизнес, гражданское общество, телевидение, политическую жизнь. Причем никаких доказательств того, что от такой госприватизации приватизированное станет лучше, надежнее или эффективнее, нет. Скорее есть доказательства обратного: мы уже жили в приватизированном политической элитой государстве, и большинство из нас на своем веку пережило его оглушительный распад.
Семен Новопрудский