N°215
18 ноября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.11.2005
"Важнейшие социальные проекты никак не отбираются"
версия для печати
Сегодня депутаты Госдумы обсудят бюджет-2006 в третьем чтении. При прохождении проекта закона о бюджете через правительственные, а затем думские коридоры изменились акценты главного финансового документа:социальная политика была объявлена одним из приоритетных направлений бюджета, а одна из главных бюджетных новаций -- впервые создаваемый инвестиционный фонд -- до сих пор так и не приняла внятных очертаний. О том, как сделать, чтобы инвестиционный фонд не превратился в инструмент банального разворовывания бюджетных средств, и о том, сколько в реальности государство готово потратить на социальную политику, корреспонденту "Времени новостей" Ирине СКЛЯРОВОЙ рассказывает заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ.

-- Зачем вообще бюджетные средства резервируются в инвестиционном фонде?

-- Смысл выделения инвестфонда из общего объема капитальных расходов в том, чтобы начать следовать более строгим правилам распределения средств в оказании поддержки частному сектору в тех областях, где государство обязано, с точки зрения законов рыночной экономики, оказывать такую поддержку. Это развитие инфраструктуры, строительство дорог, мостов, аэропортов. Предполагается, что инициаторами таких проектов выступят частные инвесторы либо отраслевые министерства, предоставляющие проработанные проекты, которые будут оцениваться специалистами Министерства экономического развития с привлечением внешних инвестиционных консультантов. И уже на основании заключения Минэкономразвития правительство начнет отбирать проекты, которым будет оказываться финансовая поддержка за счет средств инвестфонда.

-- Каким образом деньги из фонда будут доходить до адресата, то есть частного инвестора?

- -Разрабатывается несколько вариантов. Во-первых, софинансирование проектов, когда государство и инвестор каждый финансирует свою часть. Классический пример -- строительство нового аэропорта, где здание аэровокзала строится частным инвестором, а строительством взлетно-посадочной полосы, которая может быть исключительно федеральной собственностью, занимается государство. Вторая форма поддержки -- это направление средств из фонда в уставный капитал акционерных обществ. Наконец, третий вид поддержки -- предоставление госгарантий за счет средств инвестиционного фонда.

-- Не станет ли инвестфонд очередной «черной дырой» для бюджетных средств?

-- Есть вероятность, что не станет. Предполагается введение жестких правил мониторинга проектов, контроль за их исполнением. Причем контроль будет как казначейский, на предмет целевого расходования средств, так и контроль со стороны ответственного за проект ведомства и самого МЭРТ. И если уже на первых этапах реализации проекта будет понятно, что проект идет не так, как заявлял инвестор, прописан механизм прекращения финансовой поддержки со стороны государства -- вплоть до санкций к инвестору, которому придется возмещать государству деньги, затраченные на этот проект. По идее инвестфонда предполагается, что сюда придут те инвесторы, которые заинтересованы заработать после реализации проекта, а не на самом процессе его реализации. К тому же гарантией сохранности бюджетных средств в таких проектах станет и то, что частный инвестор, который выступает партнером государства, в обязательном порядке должен вкладывать собственные средства. Необходимо отметить, что ни при одном из вариантов поддержки из фонда прямой передачи средств инвестору не происходит. В первом случае софинансирования проекта государство само строит свой объект. И проблема заключается исключительно в контроле за тем, как уполномоченный орган государственной власти заключает договор с подрядчиками и контролирует, как он выполняет свои обязательства. Если же инвестор, со своей стороны, видит, что государство не выполняет обязательства, он также будет иметь возможность обратиться за помощью в контролирующие органы. В случае же если поддержка из фонда будет проходить через создание акционерного общества, то государство может вкладывать в проект до 75% средств. А это, как вы понимаете, контрольный пакет.

-- Возможно ли появление в рамках инвестфонда социальных проектов?

-- Такие проекты могут появиться, это не запрещено. Но весь вопрос в том, появится ли частный инвестор, который был бы заинтересован в создании с нуля нового университета или медицинского центра. К тому же по условиям передачи средств из инвестфонда предполагается, что пропорционально выделенным государством средствам государству же перейдет и доля собственности по окончании строительства объекта. Я не думаю, что государство согласится финансировать строительство абсолютно коммерческого частного медицинского центра, где будут оказываться платные услуги. По крайне мере в рамках существующей медицинской системы. Более вероятно, что государство в текущей ситуации будет отдавать предпочтение транспортным проектам. Предполагается, что дороги, построенные в рамках проекта, будут платными. Так как по завершении проекта государство должно будет отдать дорогу инвестору на какое-то время в управление, чтобы он мог компенсировать собственные расходы.

-- Когда можно ожидать появления реальных проектов в рамках инвестфонда?

-- На 2006 год фонд планируется в объеме 70 млрд руб. Это небольшая сумма, учитывая, что проекты должны быть долгосрочными и достаточно крупноинфраструктурными. Есть сомнение, что фонд заработает в 2006 году. Нельзя сказать, что на 1 января у нас есть 70 млрд, которые мы готовы тратить. Скорее в следующем году фонд будет только накоплен, будут собираться проекты. И по мере того, как его сумма будет увеличиваться, в 2007--2008 годах начнется реализация проектов.

-- Другое важное направление бюджета-2006 -- социальные проекты. Много ли они «весят» в проекте бюджета в реальном выражении?

-- Если посчитать суммарный объем расходов по статьям здравоохранения, образования, социальной политики, то, хотя в рублях произошло значительное увеличение, в реальном выражении, в долях ВВП объем расходов увеличился незначительно (см. таблицу). Например, статья здравоохранения в бюджете-2005 составляла 70 млрд руб., а на следующий год планируется 127 млрд руб. Но в долях ВВП рост всего лишь с 0,33 до 0,52%. Нельзя сказать, что это какой-то поворот в политике правительства в пользу социальной направленности бюджета. К примеру, такое важное социальное направление, как развитие рынка ипотеки, отдельно в бюджете вообще не выделено. Государство может двумя способами способствовать развитию ипотеки через федеральный бюджет: направить средства в уставный капитал ипотечной компании, агентство по ипотечному кредитованию либо предоставить госгарантии Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. Средств по первому направлению в бюджете нет. На гарантии же в бюджете зарезервировано около 500 млн рублей.

-- Предусматривает ли проект бюджета субсидии регионам на социальные нужды?

-- В федеральный фонд софинансирования социальных расходов в 2005 году с учетом дополнительных перераспределений в связи с реформами монетизации льгот планируется направить 25,3 млрд руб. На следующий год запланировано 26,18 млрд руб. В реальном выражении это даже снижение.

-- Возьмет ли на себя в следующем году федеральный бюджет обязательства по частичному финансированию строительства объектов социальной инфраструктуры в регионах?

-- Под софинансирование проектов социальной инфраструктуры сейчас меняется роль федерального фонда регионального развития. В качестве одного из рассматриваемых вариантов предполагается, что этот фонд больше будет нацелен не на сглаживание различий в финансовом положении регионов, а на поддержку потенциально перспективных проектов в области социальной сферы. Поддержку будут оказывать тем регионам, которые испытывают нужду в деньгах. Но обязательным условием будет наличие у них проработанных проектов развития социальной сферы. Это будут не самые худшие из регионов, то есть те, которые улучшают у себя бюджетную политику и финансовое планирование. И мотив их обращения в федеральный фонд не должен сводиться к тому, что все их доходы потрачены на оплату труда чиновников. Отбирать региональные соцпроекты на оказание помощи будет МЭРТ. Порядок отбора пока не разработан. Вплоть до настоящего времени важнейшие социальные проекты никак не отбираются, поскольку каждый регион получает информацию о том, сколько ему рублей выделили, и просто набирает проекты на данную сумму.

Сравнение номинальных и реальных (в процентах ВВП) затрат на социальные нужды
Статья расходов Закон о бюджете-2005 с учетом изменений, млрд руб. % ВВП Проект закона о бюджете-2006, млрд руб. % ВВП
Здравоохранение 70,24 0,33 127,57 0,52
Образование 159,10 0,76 206,03 0,85
Социальная политика 183,52 0,87 209,56 0,86
Национальная оборона, в т.ч.
- фонд денежного довольствия военнослужащих 76,01 0,36 106,59 0,44
- продовольственное обеспечение 17,84 0,08 21,82 0,09
- вещевое обеспечение 5,66 0,03 8,52 0,03
Межбюджетные трансферты, в т.ч.
Федеральный фонд софинансирования социальных расходов 25,30 0,12 26,18 0,11
Всего 537,67 2,56 706,27 2,90


Источник -- Институт экономики переходного периода
Беседовала Ирина СКЛЯРОВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.11.2005
Кирилл Каллиников
Гражданское общество будет создаваться за казенный счет
Власти, похоже, придумали финансовый механизм реализации курса на построение основ "гражданского общества". Во-первых, целиком финансируется из бюджета состоящая из вполне лояльных властям людей Общественная палата... >>
  • //  18.11.2005
Роман Мухаметжанов
Владимир Устинов защитит "моральный бизнес"
Генеральный прокурор России Владимир Устинов вчера приехал на совместное заседание президиумов общероссийской организации малого предпринимательства «Опора России» и некоммерческого партнерства «Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА)», чтобы показать... >>
  • //  18.11.2005
Кирилл Каллиников
В кабинете министров новые вице-премьеры и старые разногласия
Вчерашнее вхождение свежеиспеченных вице-премьеров в работу правительства было обустроено Михаилом Фрадковым без помпы, но со значением. Сцену подбора стульев, видимо, продумали заранее... >>
  • //  18.11.2005
Сегодня депутаты Госдумы обсудят бюджет-2006 в третьем чтении. При прохождении проекта закона о бюджете через правительственные, а затем думские коридоры изменились акценты главного финансового документа... >>
  • //  18.11.2005
Свердловский губернатор успел обратиться к Владимиру Путину с вопросом о доверии и сохранил свой пост
Свердловский губернатор Эдуард Россель сохранит свой пост еще на четыре года. Вчера пресс-служба президента России сообщила о внесении Владимиром Путиным кандидатуры г-на Росселя в законодательное собрание для наделения его полномочиями главы Свердловской области... >>
  • //  18.11.2005
Налоговикам могут предоставить право лицензировать казино
Налоговики в скором времени могут стать гораздо ближе к игорному бизнесу. На вчерашнее заседание правительства Министерство финансов представило проект постановления, возлагающего на Федеральную налоговую службу обязанность по лицензированию деятельности казино и проведению азартных игр... >>
  • //  18.11.2005
Российские артиллеристы готовы поразить противника ядерными средствами
Из множества ликвидированных ныне советских военных праздников остались очень немногие. Один из них -- День ракетных войск и артиллерии (РВ и А), который по-прежнему отмечается «по старому стилю» 19 ноября... >>
  • //  18.11.2005
Мэрия Москвы хочет научить Минфин сложению и умножению
Московские власти, которые и так давно уже не получают даже полагающихся субвенций из федерального бюджета, вчера крайне резко отреагировали на очередную попытку Минфина отобрать у регионов сверхплановые налоговые доходы... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика