N°208 09 ноября 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Легкое нажатие клавиш Видеоискусство в галереях и на электронных носителях
В небольшой галерее журнала WAM сидит человечек и пялится на экран. У фигурки неклассические пропорции -- наверное, инсталляция призвана предостеречь от сколиоза поклонников видео, компьютеров и вообще сидячего образа жизни. Хотя как тут удержаться и не присесть на часик-другой: на трех экранах непрерывно идет «русское видео». Кривляются «Синие носы», крутят педали розовые зайцы Ростана Тавасиева, веселится свадьба Людмилы Горловой, сражаются с роботами Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов, заглатывает свой огромный бутерброд красотка Ксении Перетрухиной, знакомится с монгольскими достопримечательностями Олег Кулик, медитируют «Коллективные действия». Программа включает сорок семь видеоработ сорока семи художников. Работы сделаны в последние пять лет -- подзабытое старое вперемежку с новинками прошлого сезона. Кураторы Михаил Никитин и Антонио Джеуза проявили чудеса деликатности и объективности, отбирая не сами фильмы, а только их авторов. Получилась вполне представительная подборка, работающая с несколько неожиданной для выставок современного искусства бесстрастностью. Действительно, при всем богатстве выбора альтернативы недлинному списку художников, большей частью увлеченных собственным образом, зацикленных на однажды облюбованных темах, страшно далеких от жизни и народа, у нас нет. О том, где и когда сделаны работы, напоминает разве что активно передвигающийся по Москве Вадик Мамышев-Монро в образе Усамы Бен Ладена.
Разветвленной системы грантов и богатых коллекционеров видео, поддерживающих на Западе производство этого специфического материала и моду на него, у нас нет. Зато есть итальянец Антонио Джеуза, аспирант английского университета, завершающий работу над диссертацией о русском видео. Вкратце с результатами его изысканий теперь может ознакомиться каждый, располагающий парой часов времени или не слишком большой суммой денег. В качестве бонуса -- дополняющий основную антологию список того, что сделали и о чем вспомнили художники. На абсолютную полноту никто не претендует -- у самых плодовитых фильмография включает лишь «избранное», но все равно получилось интересно и поучительно. Конечно, больше двух тысяч рублей за журнал с диском -- не слишком дешево, но в галереях и на фестивалях чаще показывают новинки, коллекционное видео стоит сотни долларов, а тут все самое важное и интересное -- на одном носителе. Выставка и диск сосредоточены на начале ХХI века. А недолгая история вопроса описана в журнале -- от первых кадров, сделанных в 1985 году Андреем Монастырским, и потешного опыта НИИ «Прометей», легендарного «Пиратского телевидения», первой в стране видеогалереи TV Gallery и до наших дней, когда видео пошло в широкие художественные массы, стало темой выставок и фестивалей. И все же осталось небольшой тесной полянкой, на которой не развернуться, доисторической техникой за спиной модного цифрового искусства. «Цифре» в Москве тоже не слишком сладко приходится -- тех же грантов и покупателей не дождешься. Зато есть собственная галерея на «АРТСтрелке» -- Electroboutique ViewStation, ежемесячно предлагающая новинки. На последнем вернисаже к телебластерам и поющим компьютерам добавились движущиеся картины в рамках. Усилия крошечного бутика в продвижении новых технологий поддержала галерея XL, открывшая сразу две дигитальные выставки. Для первой, в основном пространстве, усилия первопроходца передовых технологий Алексея Шульгина удалось направить из русла симпатичных технических примочек к визуальным эффектам. Особенно приятных тем, что, пользуясь этой программой, художником может стать любой. Преобразование окошек, значков и документов в линии, пятна и композиции происходит легким нажатием клавиш. Результаты, полученные на вернисаже, демонстрируют тут же. Другое цифровое приспособление в галерее XL на «АРТСтрелке» смонтировала Александра Дементьева. Тут даже на клавиши нажимать не надо -- достаточно встать на специальный коврик перед большим зеркалом-экраном, и вас обступят призраки. Могут попасться знакомые, могут совсем чужие или даже неприятные люди. Система решит сама. Еще и ваш собственный образ зафиксирует и зашлет потом неизвестно куда, неизвестно к кому. Опасно, но все-таки участвовать в интерактивных инсталляциях веселее, чем сидеть перед телевизором и портить осанку.
Новая американская мелодрама «Подальше от тебя» выходит на московские экраны Известно, что самым большим успехом у массового зрителя пользуются истории о Золушке, причем Золушкой может быть кто угодно, даже мужчина. В фильме, который в нашем прокате называется «Подальше от тебя», а в оригинале -- «В ее туфлях» (In her shoes), сразу две Золушки... >>
В минувшую субботу на 79-м году жизни скончался известный Джон Роберт Фаулз. Об этом сообщил представитель его издателя, добавив, что смерть наступила после продолжительной тяжелой болезни... >>
Видеоискусство в галереях и на электронных носителях В небольшой галерее журнала WAM сидит человечек и пялится на экран. У фигурки неклассические пропорции -- наверное, инсталляция призвана предостеречь от сколиоза поклонников видео, компьютеров и вообще сидячего образа жизни... >>
На семьдесят первом году жизни скончался академик РАН Михаил Леонович Гаспаров, филолог с мировым именем, автор, переводчик и редактор десятков книг и сотен статей... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|