N°197
24 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.10.2005
Роман Мухаметжанов
Человека забыли
В России создано правительство без премьера

версия для печати
В пятницу Владимир Путин подписал указ о создании при главе государства Совета по реализации приоритетных национальных проектов, обнародованных им еще в начале сентября на встрече с руководителями правительства и парламента. В составе совета нет премьер-министра.

Президентских приоритетов четыре -- здравоохранение, образование, жилищное строительство, сельское хозяйство. На реализацию крупных проектов в этих сферах -- создание современных медицинских центров, переоснащение действующих, переоборудование учебных заведений, переподготовку преподавателей (и, конечно, на повышение зарплаты медикам и сотрудникам сферы образования, поддержку молодым ученым), а также на господдержку ипотеки, предприятий сельскохозяйственного сектора и т.д., -- предполагается выделить из федерального бюджета в 2006 году более 130 млрд руб. (первоначально планировалось 116 млрд руб.). Но как потратить эти деньги с максимальной отдачей, чиновники пока окончательно не знают. Это показало заседание правительства в минувший четверг, когда премьер Михаил Фрадков образно назвал представленные профильными министрами проекты «телегой с квадратными колесами».

Видимо для того, чтобы колеса побыстрее «округлились» и телега поехала, президент и создал Совет по реализации приоритетных национальных проектов. При этом, похоже, Владимир Путин еще полтора месяца назад предчувствовал, что толкать телегу придется долго и упорно. Ведь идея формирования совета возникла давно. Об этой структуре глава государства впервые сказал как раз 5 сентября во время обнародования национальных приоритетов.

Помимо чиновников разного уровня в состав совета вошли представители местного самоуправления, бизнеса и науки -- всего 41 человек. Парадоксально, но в его состав не включен чиновник, отвечающий в силу своего должностного положения не просто за реализацию национальных проектов, а за социально-экономическое развитие страны в целом. В списке членов совета отсутствует премьер-министр Михаил Фрадков. Зато присутствуют его подчиненные -- вице-премьер Александр Жуков, министры Герман Греф, Алексей Кудрин, Михаил Зурабов, Алексей Гордеев, Андрей Фурсенко и даже глава аппарата правительства Сергей Нарышкин. Объяснения подобной кадровой «загогулины», вероятно, появятся уже сегодня. Однако некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Главный -- в стране по сути появилось «параллельное правительство».

В стройной системе управления, о необходимости создания которой в России говорится уже не один год (сейчас это называется «выстраиванием вертикали власти»), задачи, подобные реализации приоритетных национальных проектов, должно было бы реализовывать именно правительство. Причем в государстве, называющем себя демократическим, -- по соответствующей процедуре: подготовка правительством законопроектов, обсуждение с участием экспертного сообщества, общества в целом с участием СМИ, рассмотрение и одобрение парламентом.

Однако до такой системы управления, похоже, еще далеко. Причем, как это ни парадоксально, верховная власть, ставя задачу выстроить именно такую систему управления, вынужденно создает параллельные структуры власти. Совет по реализации приоритетных национальных проектов -- классический пример. Вызвало бы куда меньше вопросов, если бы совет формировался как экспертный, совещательный орган, в котором лучшие умы страны готовили бы рекомендации правительству, как реализовывать столь масштабные проекты. А правительство на основе этих рекомендаций готовило бы законы. Собственно, совет, согласно пункту 1 положения о нем самом, и определяется как совещательный орган (правда, при президенте, а не при правительстве). Но при этом глава государства вправе реализовывать решения своего совещательного органа без участия и правительства, и парламента -- через указы, распоряжения и поручения. Такое право Владимиру Путину дает пункт 11 положения о совете.

Более всего в этой ситуации не позавидуешь министрам. Они оказываются не только в двусмысленном положении, но и обязаны теперь выполнять двойную работу: по одним и тем же вопросам отчитываться и перед советом, и перед премьером (не далее как в прошлый четверг Михаил Фрадков обещал ежедневно контролировать ход реализации проектов).

В Кремле понимают, что размытое руководство при реализации столь глобальных проблем приведет только к одному результату -- срыву поставленных задач. Поэтому совет во главе с президентом может замкнуть на себя если не всю, то львиную долю работы. Точнее, не сам совет «сорока одного», который будет собираться не реже одного раза в полгода, а его президиум во главе с руководителем президентской администрации Дмитрием Медведевым. Под его началом в президиуме будут трудиться (правда, на общественных началах) вице-премьер Александр Жуков, «соответствующие федеральные министры», а также помощники президента и начальники управлений президента (из них в совет вошли Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович, Александр Беглов).

Без сомнения, решение Кремля продублировать правительство при реализации приоритетных национальных проектов можно объяснять аппаратной борьбой, подковерными интригами и т.д. Наверняка в этих объяснениях есть доля истины. Однако и «на поверхности» существует по меньшей мере одна немаловажная причина, которая не позволяет президенту полностью довериться кабинету министров. Дело в том, что появившаяся в результате административной реформы нынешняя структура федеральной исполнительной власти, похоже, не в состоянии принимать быстрые и эффективные решения. Сложно даже посчитать количество вопросов первостепенной важности, которые месяцами дискутируются в кабинете министров даже без кого-либо намека на достижение результата. Трудно ждать согласованных действий от правительства, в котором работают «министры-антагонисты». А компромиссы слишком часто выхолащивают суть вопроса, приводят к результатам, лишь ухудшающим положение вещей.

Как результат -- затягивание с подготовкой законопроектов, других правительственных документов (достаточно вспомнить до сих пор не утвержденную среднесрочную программу социально-экономического развития страны) и т.д. Кремль вряд ли может позволить себе подобное при реализации приоритетных национальных проектов за три года до выборов (равно как и еще одну реформу правительства). Отсюда и выданное президентом самому себе право оформлять решения совета в виде президентских указов.

Впрочем, не исключено, что Михаила Фрадкова не включили в список членов совета исключительно из-за аппаратной ошибки. Ведь судя по списку, опубликованному на официальном интернет-сайте президента, в новую структуру не входят и спикеры палат Федерального Собрания Сергей Миронов и Борис Грызлов. Хотя согласно пункту 8 положения о совете они входят в состав его президиума.
Михаил ВОРОБЬЕВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.10.2005
Роману Абрамовичу придется содержать Чукотку еще пять лет
Губернатор Чукотки Роман Абрамович, к радости жителей региона, сохранил свой пост еще на пять лет. В минувшую пятницу окружная Дума Чукотки утвердила кандидатуру главы региона -- решение было принято единогласно 11 депутатами из 11 присутствующих. Голосование проводилось тайно, хотя в его исходе не сомневался никто... >>
  • //  24.10.2005
Кирилл Каллиников
Руководители Чечни продолжают докладывать о будущих успехах республики
Похоже, в Чечне в самом деле появились признаки стабильности. Во всяком случае, представители республиканской власти, приезжая в Москву и встречаясь с журналистами, всякий раз затрагивают один и тот же набор тем... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  24.10.2005
Ровно три года назад почти в самом центре Москвы пять десятков боевиков захватили в заложники почти тысячу человек в театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост"... >>
//  читайте тему:  Трагедия в Беслане
//  читайте тему:  Теракт на Дубровке
  • //  24.10.2005
МВФ проанализировал российскую экономику
Непоследовательность в проведении экономических реформ во второй половине 1990-х годов, как правило, объясняли отсутствием политической воли у российских властей. На шестом году правления Владимира Путина круг замкнулся... >>
  • //  24.10.2005
Кирилл Каллиников
Российским регионам не оставили источников дохода
Доходная часть региональных и местных бюджетов в следующем году во многих российских регионах может оказаться мыльным пузырем... >>
  • //  24.10.2005
Роман Мухаметжанов
В России создано правительство без премьера
В пятницу Владимир Путин подписал указ о создании при главе государства Совета по реализации приоритетных национальных проектов, обнародованных им еще в начале сентября на встрече с руководителями правительства и парламента. В составе совета нет премьер-министра... >>
  • //  24.10.2005
Завышенные ожидания, малореальные обещания, растущее нетерпение, а затем апатия -- все это характерно для общества, переживающего ломку старой формации и переход к новой... >>
  • //  24.10.2005
Дума узаконила парламентские расследования
Госдума в пятницу одобрила президентский законопроект «О парламентском расследовании». Рассмотрение этого документа шло, мягко говоря, нетрадиционно. Пожалуй, впервые инициатива власти вызвала весьма жесткую критику со стороны представителей «Единой России»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика