N°197
24 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.10.2005
Кирилл Каллиников
Бюджет на мыло!
Российским регионам не оставили источников дохода

версия для печати
Доходная часть региональных и местных бюджетов в следующем году во многих российских регионах может оказаться мыльным пузырем. Как говорили участники проведенного в Государственной думе "круглого стола" о влиянии реорганизации бизнеса на доходы субъектов федерации, налоги с граждан абсолютно недостаточны для муниципалитетов, а с крупных юридических лиц налоги в местные бюджеты можно взыскать только путем личных договоренностей.

Доходы субъектов федерации формируются в основном за счет поступлений от подоходного налога, налога на прибыль и имущество. И проблема нехватки этих доходов, как ни парадоксально, не связана с неудовлетворительным администрированием или низкой налоговой дисциплиной плательщиков. Территориальные налоговые органы наловчились довольно эффективно взимать налоги даже с превышением плановых заданий. Проблема в том, что большая часть собранного с жителей поселков, городов и областей на этих территориях не останется.

По словам заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы Сергея Штогрина, представляющего в нижней палате Еврейскую автономную область, регион не получает доходов ни с одного крупнейшего плательщика -- ни с нефтяников, ни со строителей; а от золотодобытчиков поступает только подоходный налог. Такая ситуация характерна практически для всех регионов из-за того, что компании в целях оптимизации документооборота предпочитают выводить из провинции центры прибыли, оставляя на местах представительства. То же самое с налогом на имущество: его платят в региональную казну, только если на местах есть обособленное подразделение с отдельным балансом, но принудить компанию поставить здание завода на баланс своего представительства не может никто.

Вступающие в силу с января 2006 года льготные правила исчисления налога на прибыль (амортизационная премия и 50-процентный перенос убытков на будущее) регионы, по словам г-на Штогрина, ждут с ужасом. «Никто не знает, как поведет себя бизнес в новых условиях, какова будет прибыль и что останется региону после расщепления этого налога», -- говорит он. Региональные и местные власти в такой ситуации могут спасти только личные договоренности с вертикально интегрированными компаниями. "Такие компании могут под честное слово пообещать, что поступление определенной суммы в региональный бюджет будет ими обеспечено", -- говорит сенатор от Пермской области Татьяна Попова. Межрегиональные инспекции, которые по идее должны вносить ясность, прогнозируя объем налоговых поступлений, наоборот, еще больше запутывают картину, сетуют представители регионов.

Между тем налог на прибыль составляет 38% доходов региональных бюджетов, и подавляющее большинство регионов по привычке сверстало бюджет в расчете именно на эти поступления. Правда, более ясных для понимания источников формирования бюджетов у регионов нет. Поступления от Земельного налога, который с 1 января 2006 года начнет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земли, для части регионов сократятся. Практически в полтора раза, по словам Сергея Штогрина, они уменьшатся для земель, на которых расположены высокоприбыльные промышленные объекты.

Реформа транспортного налога с передачей права его взимания налоговикам ожидаемого эффекта для регионов не принесла. Передача данных от ГАИ налоговым органам в регионах не завершена до сих пор. Поэтому налог взимается в основном с владельцев свежекупленных машин.

На подоходный налог (доходы от которого в некоторых субъектах превышают поступления по налогу на прибыль) регионы рассчитывать также не могут. Налог сам по себе довольно высокорисковый, особенно для тех регионов, где бюджетники -- его основные плательщики. Например, в казне Тывы, Усть-Ордынского, Коми-Пермяцкого автономных округов доходы от налога на прибыль весят всего 4%, а от подоходного налога -- 62%.

При этом обилие на территории региона коммерческих предприятий с их более высокооплачиваемыми сотрудниками больших доходов местной казне также не гарантирует. Жители Подмосковья, работающие в столице, в столицу же ежегодно уводят миллионы рублей подоходного налога. "Финансировать социальные проекты, строить дороги и содержать инфраструктуру мы должны на какие-то иные средства", -- говорит глава бюджетного комитета Мособлдумы Андрей Епишин. "Уже давно рассматривается разумная идея перевода подоходного налога в разряд региональных, когда каждый регион сможет самостоятельно устанавливать приемлемые ставки, чтобы сделать формирование доходной базы более предсказуемым", -- подытожил дискуссию аудитор Счетной палаты Владимир Пансков.
Ирина СКЛЯРОВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.10.2005
Роману Абрамовичу придется содержать Чукотку еще пять лет
Губернатор Чукотки Роман Абрамович, к радости жителей региона, сохранил свой пост еще на пять лет. В минувшую пятницу окружная Дума Чукотки утвердила кандидатуру главы региона -- решение было принято единогласно 11 депутатами из 11 присутствующих. Голосование проводилось тайно, хотя в его исходе не сомневался никто... >>
  • //  24.10.2005
Кирилл Каллиников
Руководители Чечни продолжают докладывать о будущих успехах республики
Похоже, в Чечне в самом деле появились признаки стабильности. Во всяком случае, представители республиканской власти, приезжая в Москву и встречаясь с журналистами, всякий раз затрагивают один и тот же набор тем... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  24.10.2005
Ровно три года назад почти в самом центре Москвы пять десятков боевиков захватили в заложники почти тысячу человек в театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост"... >>
//  читайте тему:  Трагедия в Беслане
//  читайте тему:  Теракт на Дубровке
  • //  24.10.2005
МВФ проанализировал российскую экономику
Непоследовательность в проведении экономических реформ во второй половине 1990-х годов, как правило, объясняли отсутствием политической воли у российских властей. На шестом году правления Владимира Путина круг замкнулся... >>
  • //  24.10.2005
Кирилл Каллиников
Российским регионам не оставили источников дохода
Доходная часть региональных и местных бюджетов в следующем году во многих российских регионах может оказаться мыльным пузырем... >>
  • //  24.10.2005
Роман Мухаметжанов
В России создано правительство без премьера
В пятницу Владимир Путин подписал указ о создании при главе государства Совета по реализации приоритетных национальных проектов, обнародованных им еще в начале сентября на встрече с руководителями правительства и парламента. В составе совета нет премьер-министра... >>
  • //  24.10.2005
Завышенные ожидания, малореальные обещания, растущее нетерпение, а затем апатия -- все это характерно для общества, переживающего ломку старой формации и переход к новой... >>
  • //  24.10.2005
Дума узаконила парламентские расследования
Госдума в пятницу одобрила президентский законопроект «О парламентском расследовании». Рассмотрение этого документа шло, мягко говоря, нетрадиционно. Пожалуй, впервые инициатива власти вызвала весьма жесткую критику со стороны представителей «Единой России»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика