|
|
N°197, 24 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Человека забыли
В России создано правительство без премьера
В пятницу Владимир Путин подписал указ о создании при главе государства Совета по реализации приоритетных национальных проектов, обнародованных им еще в начале сентября на встрече с руководителями правительства и парламента. В составе совета нет премьер-министра.
Президентских приоритетов четыре -- здравоохранение, образование, жилищное строительство, сельское хозяйство. На реализацию крупных проектов в этих сферах -- создание современных медицинских центров, переоснащение действующих, переоборудование учебных заведений, переподготовку преподавателей (и, конечно, на повышение зарплаты медикам и сотрудникам сферы образования, поддержку молодым ученым), а также на господдержку ипотеки, предприятий сельскохозяйственного сектора и т.д., -- предполагается выделить из федерального бюджета в 2006 году более 130 млрд руб. (первоначально планировалось 116 млрд руб.). Но как потратить эти деньги с максимальной отдачей, чиновники пока окончательно не знают. Это показало заседание правительства в минувший четверг, когда премьер Михаил Фрадков образно назвал представленные профильными министрами проекты «телегой с квадратными колесами».
Видимо для того, чтобы колеса побыстрее «округлились» и телега поехала, президент и создал Совет по реализации приоритетных национальных проектов. При этом, похоже, Владимир Путин еще полтора месяца назад предчувствовал, что толкать телегу придется долго и упорно. Ведь идея формирования совета возникла давно. Об этой структуре глава государства впервые сказал как раз 5 сентября во время обнародования национальных приоритетов.
Помимо чиновников разного уровня в состав совета вошли представители местного самоуправления, бизнеса и науки -- всего 41 человек. Парадоксально, но в его состав не включен чиновник, отвечающий в силу своего должностного положения не просто за реализацию национальных проектов, а за социально-экономическое развитие страны в целом. В списке членов совета отсутствует премьер-министр Михаил Фрадков. Зато присутствуют его подчиненные -- вице-премьер Александр Жуков, министры Герман Греф, Алексей Кудрин, Михаил Зурабов, Алексей Гордеев, Андрей Фурсенко и даже глава аппарата правительства Сергей Нарышкин. Объяснения подобной кадровой «загогулины», вероятно, появятся уже сегодня. Однако некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Главный -- в стране по сути появилось «параллельное правительство».
В стройной системе управления, о необходимости создания которой в России говорится уже не один год (сейчас это называется «выстраиванием вертикали власти»), задачи, подобные реализации приоритетных национальных проектов, должно было бы реализовывать именно правительство. Причем в государстве, называющем себя демократическим, -- по соответствующей процедуре: подготовка правительством законопроектов, обсуждение с участием экспертного сообщества, общества в целом с участием СМИ, рассмотрение и одобрение парламентом.
Однако до такой системы управления, похоже, еще далеко. Причем, как это ни парадоксально, верховная власть, ставя задачу выстроить именно такую систему управления, вынужденно создает параллельные структуры власти. Совет по реализации приоритетных национальных проектов -- классический пример. Вызвало бы куда меньше вопросов, если бы совет формировался как экспертный, совещательный орган, в котором лучшие умы страны готовили бы рекомендации правительству, как реализовывать столь масштабные проекты. А правительство на основе этих рекомендаций готовило бы законы. Собственно, совет, согласно пункту 1 положения о нем самом, и определяется как совещательный орган (правда, при президенте, а не при правительстве). Но при этом глава государства вправе реализовывать решения своего совещательного органа без участия и правительства, и парламента -- через указы, распоряжения и поручения. Такое право Владимиру Путину дает пункт 11 положения о совете.
Более всего в этой ситуации не позавидуешь министрам. Они оказываются не только в двусмысленном положении, но и обязаны теперь выполнять двойную работу: по одним и тем же вопросам отчитываться и перед советом, и перед премьером (не далее как в прошлый четверг Михаил Фрадков обещал ежедневно контролировать ход реализации проектов).
В Кремле понимают, что размытое руководство при реализации столь глобальных проблем приведет только к одному результату -- срыву поставленных задач. Поэтому совет во главе с президентом может замкнуть на себя если не всю, то львиную долю работы. Точнее, не сам совет «сорока одного», который будет собираться не реже одного раза в полгода, а его президиум во главе с руководителем президентской администрации Дмитрием Медведевым. Под его началом в президиуме будут трудиться (правда, на общественных началах) вице-премьер Александр Жуков, «соответствующие федеральные министры», а также помощники президента и начальники управлений президента (из них в совет вошли Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович, Александр Беглов).
Без сомнения, решение Кремля продублировать правительство при реализации приоритетных национальных проектов можно объяснять аппаратной борьбой, подковерными интригами и т.д. Наверняка в этих объяснениях есть доля истины. Однако и «на поверхности» существует по меньшей мере одна немаловажная причина, которая не позволяет президенту полностью довериться кабинету министров. Дело в том, что появившаяся в результате административной реформы нынешняя структура федеральной исполнительной власти, похоже, не в состоянии принимать быстрые и эффективные решения. Сложно даже посчитать количество вопросов первостепенной важности, которые месяцами дискутируются в кабинете министров даже без кого-либо намека на достижение результата. Трудно ждать согласованных действий от правительства, в котором работают «министры-антагонисты». А компромиссы слишком часто выхолащивают суть вопроса, приводят к результатам, лишь ухудшающим положение вещей.
Как результат -- затягивание с подготовкой законопроектов, других правительственных документов (достаточно вспомнить до сих пор не утвержденную среднесрочную программу социально-экономического развития страны) и т.д. Кремль вряд ли может позволить себе подобное при реализации приоритетных национальных проектов за три года до выборов (равно как и еще одну реформу правительства). Отсюда и выданное президентом самому себе право оформлять решения совета в виде президентских указов.
Впрочем, не исключено, что Михаила Фрадкова не включили в список членов совета исключительно из-за аппаратной ошибки. Ведь судя по списку, опубликованному на официальном интернет-сайте президента, в новую структуру не входят и спикеры палат Федерального Собрания Сергей Миронов и Борис Грызлов. Хотя согласно пункту 8 положения о совете они входят в состав его президиума.
Михаил ВОРОБЬЕВ