Время новостей
     N°197, 24 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2005
Бюджет на мыло!
Российским регионам не оставили источников дохода
Доходная часть региональных и местных бюджетов в следующем году во многих российских регионах может оказаться мыльным пузырем. Как говорили участники проведенного в Государственной думе "круглого стола" о влиянии реорганизации бизнеса на доходы субъектов федерации, налоги с граждан абсолютно недостаточны для муниципалитетов, а с крупных юридических лиц налоги в местные бюджеты можно взыскать только путем личных договоренностей.

Доходы субъектов федерации формируются в основном за счет поступлений от подоходного налога, налога на прибыль и имущество. И проблема нехватки этих доходов, как ни парадоксально, не связана с неудовлетворительным администрированием или низкой налоговой дисциплиной плательщиков. Территориальные налоговые органы наловчились довольно эффективно взимать налоги даже с превышением плановых заданий. Проблема в том, что большая часть собранного с жителей поселков, городов и областей на этих территориях не останется.

По словам заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы Сергея Штогрина, представляющего в нижней палате Еврейскую автономную область, регион не получает доходов ни с одного крупнейшего плательщика -- ни с нефтяников, ни со строителей; а от золотодобытчиков поступает только подоходный налог. Такая ситуация характерна практически для всех регионов из-за того, что компании в целях оптимизации документооборота предпочитают выводить из провинции центры прибыли, оставляя на местах представительства. То же самое с налогом на имущество: его платят в региональную казну, только если на местах есть обособленное подразделение с отдельным балансом, но принудить компанию поставить здание завода на баланс своего представительства не может никто.

Вступающие в силу с января 2006 года льготные правила исчисления налога на прибыль (амортизационная премия и 50-процентный перенос убытков на будущее) регионы, по словам г-на Штогрина, ждут с ужасом. «Никто не знает, как поведет себя бизнес в новых условиях, какова будет прибыль и что останется региону после расщепления этого налога», -- говорит он. Региональные и местные власти в такой ситуации могут спасти только личные договоренности с вертикально интегрированными компаниями. "Такие компании могут под честное слово пообещать, что поступление определенной суммы в региональный бюджет будет ими обеспечено", -- говорит сенатор от Пермской области Татьяна Попова. Межрегиональные инспекции, которые по идее должны вносить ясность, прогнозируя объем налоговых поступлений, наоборот, еще больше запутывают картину, сетуют представители регионов.

Между тем налог на прибыль составляет 38% доходов региональных бюджетов, и подавляющее большинство регионов по привычке сверстало бюджет в расчете именно на эти поступления. Правда, более ясных для понимания источников формирования бюджетов у регионов нет. Поступления от Земельного налога, который с 1 января 2006 года начнет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земли, для части регионов сократятся. Практически в полтора раза, по словам Сергея Штогрина, они уменьшатся для земель, на которых расположены высокоприбыльные промышленные объекты.

Реформа транспортного налога с передачей права его взимания налоговикам ожидаемого эффекта для регионов не принесла. Передача данных от ГАИ налоговым органам в регионах не завершена до сих пор. Поэтому налог взимается в основном с владельцев свежекупленных машин.

На подоходный налог (доходы от которого в некоторых субъектах превышают поступления по налогу на прибыль) регионы рассчитывать также не могут. Налог сам по себе довольно высокорисковый, особенно для тех регионов, где бюджетники -- его основные плательщики. Например, в казне Тывы, Усть-Ордынского, Коми-Пермяцкого автономных округов доходы от налога на прибыль весят всего 4%, а от подоходного налога -- 62%.

При этом обилие на территории региона коммерческих предприятий с их более высокооплачиваемыми сотрудниками больших доходов местной казне также не гарантирует. Жители Подмосковья, работающие в столице, в столицу же ежегодно уводят миллионы рублей подоходного налога. "Финансировать социальные проекты, строить дороги и содержать инфраструктуру мы должны на какие-то иные средства", -- говорит глава бюджетного комитета Мособлдумы Андрей Епишин. "Уже давно рассматривается разумная идея перевода подоходного налога в разряд региональных, когда каждый регион сможет самостоятельно устанавливать приемлемые ставки, чтобы сделать формирование доходной базы более предсказуемым", -- подытожил дискуссию аудитор Счетной палаты Владимир Пансков.

Ирина СКЛЯРОВА