N°138
02 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.08.2005
«Стругацкость» без соавторства
Издательство «Время» приросло еще одной серией

версия для печати
Обложки трех новых книг издательства «Время» украшены обольстительной надписью brain-fiction. Есть и слоган -- Самое время! -- но он спрятан под переплетом. Brain -- это по части мозгов, а что такое fiction, все и так знают («то, что не non-fiction»). Адекватный перевод щеголеватого аглицкого оборота был измыслен Стругацкими в ту давнюю пору, когда будущие авторы брейнофиктивных историй еще не родились, а коли родились, то к бою не сгодились. Ну да, «сказки для младших научных сотрудников». Дело милое -- отчего бы благородным донам не порезвиться на площадках, сконструированных и обустроенных «всеэмэнэсно» любимыми мэтрами?

Стругацкими в той или иной мере потягивает от всех трех книг, но пальму первенства должно отдать автору романа «Апостол, или Памяти Савла» Павлу Сутину. Ориентации на славных предшественников Сутин скрывать и не думает. Стругацкие один из трех китов, на коих держится его «Повесть о честной службе и странной гибели офицера Севелы Малука, прозванного много после (чего? -- А.Н.) апостолом Павлом, и о некоторых событиях, случившихся в Сирийской Провинции в правление принсепса божественного Кая Юлия Калигулы». Два других -- Фейхтвангер и Трифонов. Набор вполне джентльменский -- Стругацкие тоже Фейхтвангера трепетно любили, с удовольствием цитировали и даже творчески обрабатывали -- в самом, на мой взгляд, вымученном и несуразном своем сочинении, «Отягощенных злом». Появилась эта «вариация на евангельские темы» в те самые перестроечные годы, когда один из героев Сутина (молодой генетик, изобретатель и сочинитель Михаил Дорохов) сочинял роман о другом герое -- выводил на чистую воду «шайку проходимцев и ворья», каковая наплела «с три короба вранья» о том, кого люди христианской культуры почитают апостолом Павлом (строки Галича вынесены в эпиграф; сам он помянут в «современной» части «Апостола» -- рукописи Дорохова дает зеленый свет литературная дама, в оны годы с Галичем дружившая). Вы уже поняли, что Сутин использует конструкцию «роман в романе», сопрягает древность с недавней современностью и проливает свет истины на события и лица, прежде запорошенные без малого двухтысячелетней демагогией. Но еще не поняли, почему среди трех китов не упомянут автор «Мастера и Маргариты»? Да потому, что никакой он не кит (слон), а та самая черепаха, на спине которой вышеозначенные слоны (киты) квартируют. Про офицера внутренней службы (тайной полиции) из племени джбрим (догадайтесь -- кто такие), что старательно поддерживал порядок в Иудее (этого топонима у Сутина, кажется, нет -- слишком просто было бы), а потом пленился учением галилеян, сорвал коварный (но надиктованный заботой о народе джбрим) замысел своего начальника-наставника, дезертировал и то ли был убит своими новыми друзьями (чьих единомышленников спас от гибели), то ли случайно погиб, то ли ускользнул из поля зрения иерусалимского ЧК и римского ЦК, вы тоже, наверно, все уже поняли. Не был он апостолом Павлом. (Хотя, может, и был, любая категоричность вредит великому ироническому принципу все сложнее). Но Савлом из Тарса точно не был. Знаем, знаем: «Илиаду» сочинил не Гомер, а совсем другой старик. Тоже слепой.

А вот писателя и генетика Дорохова, ждущего выхода первой книги и вызова на стажировку в США, зарезали посреди Москвы. Что не слишком соответствует «трифоновской» тональности (ее Сутин пытается выдержать в «современных» главах, но без особого успеха -- про спецслужбы жарких веков и стран выходит глаже), не вполне объясняется тем боковым уголовным сюжетом, в который автор запряг на все пригодного персонажа, но зато позволяет зарифмовать «совсем недавно» с «давным-давно» и намекнуть на еще какую-то глубокую тайну.

В романе Катерины Костиковой «Лапник на правую сторону» тайны попроще. Ни тебе мировой религии, ни тебе мировой империи -- одна калужская глухомань с кикиморами, колдунами и заложенными покойниками. Да и фольклористикой Костикова занималась, видимо, все-таки не так прилежно, как Сутин римско-иудейскими древностями. (Впрочем, классическое исследование Зеленина цитируется страницами. Понять автора можно: труднодоступное добротное описание народных поверий действительно может увлечь.)

Ирония здесь тоже не столь изощренная, хотя Костикова и дает понять, что она (как и ее просвещенный читатель) не так наивна, чтобы просто рассказать страшную сказку с хорошим концом о Вольском-царевиче (главный герой, оборотистый и благородный бизнесмен, не только однофамилец, но и полный тезка известного политического деятеля), Софье-красавице (запечной дурнушке, получившей в награду за свои добродетели желанного мужа с надлежащим полцарством) и Кощее, как водится, не вполне бессмертном. Любовь тут, конечно, побеждает смерть -- но не просто так, а в строгом соответствии с выводами компетентных этнографов. Дамские романы, ужастики и прочее бульварное чтиво используются на всю катушку, но опять-таки с милым подмигиванием: вы же понимаете, все чуточку сложнее...

Самое забавное, что и в фэнтези Костиковой добавлена щепотка «трифоновообразной» -- интерьерно-психологической -- прозы. Старые уютные квартиры, интеллигентные семьи с преданиями и шелест семидесятых столь же незаменимы, как крутая журналистка, счастливо совмещающая бульдожью цепкость, профессиональную лихость и всегдашнюю готовность прийти на помощь первому встречному.

О «Мастере сглаза» Андрея Жвалевского долго распространяться не буду. Слог не хуже, чем в славных тетралогиях о Порри Гаттере (писана в паре с Игорем Мытько) и счастливой любви минчанки Кати и москвича Сергея (совместно с Евгенией Пастернак). Сюжет в общем сводится к заголовку. Коли пожелает герой Жвалевского кому-то сто лет жизни и куль червонцев, то счастливец немедленно загнется с голодухи, даже если только что умял тройную порцию рыбной солянки. А кому беду посулит, того полюбит принцесса Диана (для чего споро воскреснет), а Джордж Сорос назначит... нет, не заместителем или наследником, а президентом США и эмиром сразу всех арабских эмиратов. Разработка этой богатой темы, как говорится, оставляет желать... Наверно, потому, что на площадке имени Стругацких лучше подвизаться в соавторстве. Он тебя подстрахует, ты -- его. Не панацея, но все же. По-моему, Катерине Костиковой и Павлу Сутину о соавторах тоже подумать стоит.

А вообще-то новые «сказки для младших научных сотрудников» читать можно. На пляже.
Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  02.08.2005
Роман Мухаметжанов
В Министерстве культуры началась аппаратная война
Министр культуры России Александр Соколов издал приказ, обязывающий Агентство по культуре и кинематографии, Агентство по печати и массовым коммуникациям, «Росархив» и «Росохранкультуру» предоставлять в министерство заверенные копии нормативных актов, выпускаемых этими ведомствами... >>
  • //  02.08.2005
В Юрмале отшумела «Новая волна»
Победителем конкурса молодых исполнителей «Новая волна» стал двадцатисемилетний певец и тромбонист Интарс Бусулис (Латвия). Второе место заняла украинка Тина Кароль (кроме того, ей достался спецприз Аллы Пугачевой, то есть пятьдесят тысяч долларов, что на пятнадцать тысяч больше, чем главная награда). Третье место у россиянки Полины Гагариной... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  02.08.2005
ИТАР-ТАСС
«Баядерка» на Летнем фестивале балета
Каждый год, когда Большой театр отправляется на гастроли, а балетные театры помельче -- в отпуск, на Театральной площади возникает Летний фестиваль балета. Рассчитан он на простейший рефлекс приехавших в столицу туристов: вот фонтан, вот знаменитые колонны, где-то здесь должен быть балет... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  02.08.2005
«Балтийские дебюты» одарили российских режиссеров призами, а курортный город -- проекционной техникой
В Светлогорске завершился II Международный кинофестиваль "Балтийские дебюты". Придумали его в Москве с понятной целью: поддержать оказавшийся в чужестранном окружении Калининград и его курортные города-спутники. Светлогорск (бывший Раушен), самый известный из этих курортов, избрали фестивальной столицей... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  02.08.2005
Издательство «Время» приросло еще одной серией
Обложки трех новых книг издательства «Время» украшены обольстительной надписью brain-fiction. Есть и слоган -- Самое время! -- но он спрятан под переплетом... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика