N°77
06 мая 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.05.2004
Пуленк играет в боулинг
Прошли премьерные показы «Диалогов кармелиток» в «Геликон-опере»

версия для печати
С тех пор как одиозный, по мнению одних, и смелый, по мнению других, театр «Геликон-опера» сменил хулиганский имидж на просветительский пафос, по его миниатюрной сцене больше не ходят знаменитые оперные героини в кожаных куртках и с голыми ногами. Теперь по ней бродят изломанные дамы из опер ХХ века или полусказочные девы с пыльных страниц старинных партитур. Художественный руководитель театра режиссер Дмитрий Бертман кардинально изменил репертуарную политику, сделав акцент не на экстравагантной интерпретации шедевров, а на постановках раритетных для местной сцены опер. За последнее время здесь впервые в России поставлены принципиальные сочинения ХХ века -- «Лулу» Берга и «Средство Макропулоса» Яначека. Не менее неожиданной и громкой была премьера «Петра Первого» Гретри.

Между тем оба способа сохранять уникальность театрального организма, имеющего плоскость вместо сцены, еще одну плоскость вместо оркестровой ямы, кусок плоскости вместо зала, множество людей вместо оркестра и молодую артистичную труппу, роднит амбициозность на грани позерства и благие намерения.

Устраивая из «Аиды» памфлет о фашизме, а из «Кармен» -- мелодраму из жизни уличных подростков, Бертман представлял столичной публике собственную версию европейской моды на актуализированные шедевры. Теперь от популяризации высоких режиссерских мод он перешел к популяризации просвещенных репертуарных практик.

Новый спектакль «Геликона», сочетающий в себе признаки первооткрывательства и неофитства, -- «Диалоги кармелиток» изысканного, умного и артистичного француза Франсиса Пуленка, сочиненные в 1955 году по мотивам пьесы Жоржа Бернаноса. Мрачная история времен Великой французской революции о том, как немногим больше дюжины обитательниц монастыря не отступились от веры и были казнены за несколько дней до окончания якобинского террора, а их пугливая новенькая -- сестра Бланш -- сперва сбежала, а потом вернулась прямо на гильотину, рассказана Пуленком с невероятным изяществом и строгим чувством, с оркестровой фантазией и вокальной пластикой, с яркими цитатами, хитрыми аллюзиями и узнаваемой выразительностью то аристократичного, то демократичного авторского голоса.

Эта же история пересказана традиционным геликоновским языком -- броским и простодушным. Впрочем, по ходу действия иногда кажется, что Пуленк и его постановщики рассказывают о совершенно разных событиях. Бертман со своими постоянными партнерами, художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным, а также с дирижером Владимиром Понькиным, примкнувшим к геликоновскому стану не так давно, наговаривает жгучую мелодраму о женских безумствах. Пуленк, прикрываясь завесами стилей от легкой музыки до русской экзотики, напевает об удивительных приключениях человеческого духа.

Там, где у Пуленка эфемерное испуганное создание, бесстрашно уходящее на эшафот, -- там на геликоновской сцене все время одинаково эффектная Наталья Загоринская; там, где в опере старая настоятельница Мать Генриетта Иисуса, -- там в спектакле душераздирающие страдания красавицы Ларисы Костюк, там, где в «Диалогах кармелиток» изысканная новая настоятельница Мать Мария святого Августина, -- там в московской версии почти что никого и нет (послушная Светлана Создателева).

Режиссура шагает по верхам коллизии, заставляя Бланш напиваться, а казнь превращая в эффектный кегельбан. Сценография, устроенная вокруг единственного задника с прорезью то в форме креста, то в форме клинка (зубодробительная, конечно, броскость метафоры), говорит о мрачности сюжета и аскетичной жизни кармелиток, прытко опуская детали и нюансы. Музыкальная интерпретация, пронизанная единообразным шагом, словно унылым маршем, повествует о красоте партитуры Пуленка до такой степени деловито и не подробно, что кажется, будто зубришь школьный учебник музыкальной литературы.

Можно предположить, что публику «Геликона» могли не только удивить, но и напугать последние премьеры -- головоломные шедевры Берга и Яначека. В спектакле «Диалоги кармелиток» (в отличие от «Лулу», например, он идет на языке оригинала, что героично) чувствуется много радости от почти нормальной оперной доступности и красоты. Слышится желание не только изумить зал молодцеватым просветительством, но и растрогать, обаять его. Тем не менее результат тот же: геликоновские «Диалоги» -- это разговоры о самом «Геликоне» в гораздо большей степени, нежели об импозантности и строгости музыки.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  06.05.2004
К восьмидесятилетиям Виктора Астафьева и Булата Окуджавы
Совершеннолетними граждане разных стран становятся в разные сроки. Где-то в восемнадцать, где-то -- в двадцать один год. Коли принять эту точку отсчета, получится, что совершеннолетие Виктор Астафьев и Булат Окуджава обрели, уже исполнив свой великий и страшный долг, -- в мае 1945 года... >>
  • //  06.05.2004
Прошли премьерные показы «Диалогов кармелиток» в «Геликон-опере»
С тех пор как одиозный, по мнению одних, и смелый, по мнению других, театр «Геликон-опера» сменил хулиганский имидж на просветительский пафос, по его миниатюрной сцене больше не ходят знаменитые оперные героини в кожаных куртках и с голыми ногами. Теперь по ней бродят изломанные дамы из опер ХХ века или полусказочные девы с пыльных страниц старинных партитур... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  06.05.2004
Смотрите с 6 мая в московских кинотеатрах
«Ван Хелсинг» (США, 2004, Стивен Соммерс). Самый амбициозный голливудский проект последнего времени (бюджет, по некоторым сведениям, перевалил за 200 миллионов) сталкивает на одной арене сразу нескольких легендарных киномонстров -- графа Дракулу, создание Франкенштейна и Человека-волка (попросту оборотня)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  06.05.2004
ГМИИ имени А.С. Пушкина устроил в своих залах вавилонское столпотворение
Открывшаяся накануне майских праздников в ГМИИ выставка называется претенциозно -- «Вавилонская башня. Земля -- небо». Посвящена она темам гор, лестниц и башен в истории европейского искусства... >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика