N°77
06 мая 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.05.2004
Не по зодчим башня
ГМИИ имени А.С. Пушкина устроил в своих залах вавилонское столпотворение

версия для печати
Открывшаяся накануне майских праздников в ГМИИ выставка называется претенциозно -- «Вавилонская башня. Земля -- небо». Посвящена она темам гор, лестниц и башен в истории европейского искусства. Материалы собирались из музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Большее число экспонатов -- из коллекции самого Музея изобразительных искусств. Другие участники: Музей архитектуры имени Щусева, Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, «Коломенское». В приличную компанию совершенно неприлично затесался московский музей «Дом Бурганова». Позолоченная стремянка осчастливившего своими металлическими истуканами арбатские переулки академика стоит прямо на парадной лестнице. Прежде чем попасть на выставку зритель волей-неволей режется об нее глазом.

По злой иронии история с вавилонским зиккуратом стала для выставки надгробной эпитафией. Вот миф: гордецы люди захотели соперничать с небом и тянули к солнцу ярусы кирпичной башни. Все выше, и выше, и выше... Господь наказал их дерзость, лишив способности общения, смешав языки. Потомки Ноя перестали понимать речи друг друга, рассеялись по всей земле. Башня превратилась в руину. Вот выставка: устроители пытаются поведать нам о всех проектах высотных конструкций в европейском искусстве, начиная со Средних веков, кончая погибшими башнями-близнецами Нью-Йорка. Пытаются выстроить тотальный дискурс, создать интеллектуальную модель, по дерзости своей не уступающую башне Вавилона. Наказание: все та же невозможность найти путь к общению, определить то языковое -- смысловое -- пространство, где оно состоялось бы. Не хочется думать, что философский образ Вавилонской башни использован как повод для конъюнктурных политических спекуляций на тему «чем выше -- тем опаснее». В подобной элементарной глупости авторов выставки заподозрить неловко. Как научная штудия по иконографии башни в истории европейского искусства экспозиция не выдерживает критики: выстроенные изобразительные ряды фрагментарны и случайны, а комментарии могут убедить разве что школьников. Пример: «Итальянское Возрождение решительно (!) отвергает небесную функцию лестницы... Пьедестал статичен -- это секуляризованный вариант лестницы, не ведущей в небеса». Смысловой каркас выставки рушится. Нам остается лишь любоваться отдельными, восхитительными по своим художественным (и философским, кстати, тоже) качествам, экспонатами: иконами XVI века из ГТГ, «Мадонной с младенцем» Лукаса Кранаха, фрагментам церковного убранства из Музея архитектуры, привезенным оттуда же амбициозным проектам первых советских лет...

Неудача выставки про башню особенно оттеняется на фоне открывшейся почти одновременно в соседних залах экспозиции «Мир этрусков», приехавшей из Италии. Там -- локальная тема и перфекционизм ее разработки. Следствие -- осмысленный диалог. Тут -- глобальная идея и небрежность ее воплощения. Следствие -- хаос и непонимание. Не по зодчим башня!

Подпись

Скорбный символ новой выставки -- «Вавилонская башня» работы нидерландского мастера рубежа XVI -- XVII веков
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  06.05.2004
К восьмидесятилетиям Виктора Астафьева и Булата Окуджавы
Совершеннолетними граждане разных стран становятся в разные сроки. Где-то в восемнадцать, где-то -- в двадцать один год. Коли принять эту точку отсчета, получится, что совершеннолетие Виктор Астафьев и Булат Окуджава обрели, уже исполнив свой великий и страшный долг, -- в мае 1945 года... >>
  • //  06.05.2004
Прошли премьерные показы «Диалогов кармелиток» в «Геликон-опере»
С тех пор как одиозный, по мнению одних, и смелый, по мнению других, театр «Геликон-опера» сменил хулиганский имидж на просветительский пафос, по его миниатюрной сцене больше не ходят знаменитые оперные героини в кожаных куртках и с голыми ногами. Теперь по ней бродят изломанные дамы из опер ХХ века или полусказочные девы с пыльных страниц старинных партитур... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  06.05.2004
Смотрите с 6 мая в московских кинотеатрах
«Ван Хелсинг» (США, 2004, Стивен Соммерс). Самый амбициозный голливудский проект последнего времени (бюджет, по некоторым сведениям, перевалил за 200 миллионов) сталкивает на одной арене сразу нескольких легендарных киномонстров -- графа Дракулу, создание Франкенштейна и Человека-волка (попросту оборотня)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  06.05.2004
ГМИИ имени А.С. Пушкина устроил в своих залах вавилонское столпотворение
Открывшаяся накануне майских праздников в ГМИИ выставка называется претенциозно -- «Вавилонская башня. Земля -- небо». Посвящена она темам гор, лестниц и башен в истории европейского искусства... >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика