|
|
N°77, 06 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не по зодчим башня
ГМИИ имени А.С. Пушкина устроил в своих залах вавилонское столпотворение
Открывшаяся накануне майских праздников в ГМИИ выставка называется претенциозно -- «Вавилонская башня. Земля -- небо». Посвящена она темам гор, лестниц и башен в истории европейского искусства. Материалы собирались из музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Большее число экспонатов -- из коллекции самого Музея изобразительных искусств. Другие участники: Музей архитектуры имени Щусева, Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, «Коломенское». В приличную компанию совершенно неприлично затесался московский музей «Дом Бурганова». Позолоченная стремянка осчастливившего своими металлическими истуканами арбатские переулки академика стоит прямо на парадной лестнице. Прежде чем попасть на выставку зритель волей-неволей режется об нее глазом.
По злой иронии история с вавилонским зиккуратом стала для выставки надгробной эпитафией. Вот миф: гордецы люди захотели соперничать с небом и тянули к солнцу ярусы кирпичной башни. Все выше, и выше, и выше... Господь наказал их дерзость, лишив способности общения, смешав языки. Потомки Ноя перестали понимать речи друг друга, рассеялись по всей земле. Башня превратилась в руину. Вот выставка: устроители пытаются поведать нам о всех проектах высотных конструкций в европейском искусстве, начиная со Средних веков, кончая погибшими башнями-близнецами Нью-Йорка. Пытаются выстроить тотальный дискурс, создать интеллектуальную модель, по дерзости своей не уступающую башне Вавилона. Наказание: все та же невозможность найти путь к общению, определить то языковое -- смысловое -- пространство, где оно состоялось бы. Не хочется думать, что философский образ Вавилонской башни использован как повод для конъюнктурных политических спекуляций на тему «чем выше -- тем опаснее». В подобной элементарной глупости авторов выставки заподозрить неловко. Как научная штудия по иконографии башни в истории европейского искусства экспозиция не выдерживает критики: выстроенные изобразительные ряды фрагментарны и случайны, а комментарии могут убедить разве что школьников. Пример: «Итальянское Возрождение решительно (!) отвергает небесную функцию лестницы... Пьедестал статичен -- это секуляризованный вариант лестницы, не ведущей в небеса». Смысловой каркас выставки рушится. Нам остается лишь любоваться отдельными, восхитительными по своим художественным (и философским, кстати, тоже) качествам, экспонатами: иконами XVI века из ГТГ, «Мадонной с младенцем» Лукаса Кранаха, фрагментам церковного убранства из Музея архитектуры, привезенным оттуда же амбициозным проектам первых советских лет...
Неудача выставки про башню особенно оттеняется на фоне открывшейся почти одновременно в соседних залах экспозиции «Мир этрусков», приехавшей из Италии. Там -- локальная тема и перфекционизм ее разработки. Следствие -- осмысленный диалог. Тут -- глобальная идея и небрежность ее воплощения. Следствие -- хаос и непонимание. Не по зодчим башня!
Подпись
Скорбный символ новой выставки -- «Вавилонская башня» работы нидерландского мастера рубежа XVI -- XVII веков
Сергей ХАЧАТУРОВ