N°39 10 марта 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Отдельный случай На открытии фестиваля «Лики любви» был показан новый фильм Сергея Соловьева
Фильм Сергея Соловьева на английском языке называется «Антон Чехов о любви», а по-русски его название состоит из предлога «о» и значка с изображением сердечка. То есть вроде бы «О любви», но и не совсем. Сценарий написал сам режиссер по трем произведениям Чехова, скроив из них подобие единого сюжета, довольно небрежно обходящегося с характерами и обстоятельствами жизни героев. Хотя при некоторой натяжке концы с концами все же связать можно.
У Чехова есть рассказ, который так и называется «О любви». В нем некий помещик рассказывает гостям историю своей страстной привязанности к замужней даме: они любили друг друга много лет, но ни слова об этом между ними не было сказано, и только при расставании они объяснились, горько и безнадежно. Название Соловьев заимствовал, но обреченно-терпеливое «недействие» чистых душой героев рассказа ему не пригодилось. Его фильм о другой любви, ненадежной, обманывающей, предающей, хотя писатель Чехов устами героя именно этого рассказа предупреждал: «То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, -- это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать». Начинается фильм длиннющей экспозицией, в которой актер Валерий Светлов (обладающий, скажем так, нестандартными внешними данными), служащий, как потом выясняется, дворецким у хозяйки дома, просыпается, пьет чай, обметает пыль, поливает растения и только потом обнаруживает тело мальчика Володи. Действие происходит в странном якобы поэтическом пространстве, напоминающем не то крымский сад, в который входят почему-то через конюшню, не то оранжерею с фонтаном и мраморными барельефами... Появляется доктор, мальчика уносят, мы понимаем, что произошло самоубийство. С вопроса дознавателя, обращенного к герою Александра Абдулова: «Это ваш сын?», -- и начинается собственно действие. Оно в трех актах. Первый -- предыстория, рассказ «Доктор», в котором собственно впервые возникает ребенок Володя, живущий в имении своего отца в окружении жуков, бабочек, волшебного фонаря и троих взрослых. Его мать, ее играет Евгения Крюкова, обманывает своего мужа с доктором (Александр Збруев), а доктора еще бог знает со сколькими. И семейная идиллия, и мучительное прозрение, и последующие за ним душевные муки героя проходят на фоне бесчисленных бытовых предметов, что ни сцена -- то натюрморт: тут и зеркала, и игрушки, и обои, и двери, и пузырьки с лекарствами, и пистолеты, и супница, и чего еще там нет. Кажется, что этот вещественный мир как-то топорщится, выпирает из повествования, вместо погружения в среду происходит ее нарочитая театрализация, возможно, сознательно сконструированная режиссером (Соловьев осуществил несколько постановок пьес Чехова в театре, снимал, впрочем, и кино по его пьесам и пьесам Горького), с тем же однако эффектом, что и в жизни, когда говорят: «как в театре», то есть ненатурально, фальшиво. Действие не захватывает, а скорее озадачивает -- за исключением ужасной, но и впечатляющей сцены судорог больного ребенка. Но вот начинается второй акт. Это драматическая шутка «Медведь» про грубияна-женоненавистника, который приехал к вдове требовать уплаты долга, да ненароком влюбился и женился. Вдову играет Татьяна Друбич, «медведем» же предстает наш обманутый в прошлом муж. Начиная сцену как комедию, режиссер внезапно превращает происходящее в лирическую драму. Объяснение героев должно заставить зрителей поверить в реальность внезапно вспыхнувших чувств, но не забыть про только что отзвучавшие клятвы в верности к покойному, то есть лирика, спровоцированная и музыкой, и сгущенно-романтической обстановкой -- играет патефон, падает густо неизвестно откуда взявшийся снег, -- опущена иронической усмешкой. Третий акт -- рассказ «Володя» и, на мой взгляд, объяснение -- зачем вообще снят этот фильм. Первая же встреча гимназиста Володи с молодой барынькой (Катерина Гусева в этой роли показалась не только красивой женщиной, но и одаренной актрисой) впервые за весь фильм заставляет всерьез увлечься действием. И тут все оказывается уместным: и кувшин с водой, который Володя выливает себе на голову под недоуменный вопрос соблазнительницы: «А это зачем?», и дурацкая шутка с игрой в паровозики (так вот для чего нам показывали ее в первой части), и подростковая, то есть серьезная и нервная, зависимость от красоты бедного мальчика (его играет Кирилл Быркин, которому, по моему, напрасно налепили на губы столько фальшивых лихорадок -- у него и так хорошо получается смесь неуклюжести, нелепости и очарования). Лучшим фильмом из снятых Сергеем Соловьевым, на мой взгляд, до сих пор остается «Сто дней после детства» -- подростковая драма, спустя много лет встающая в памяти занозой, со своими недоговоренными и опасными страстями. И эта тема -- юности, поры неимоверно мучительных комплексов и соблазнов, с ее близостью к смерти и болезненностью жизни -- удается ему лучше, точнее, заразительнее всего прочего. В последней новелле фильма «О любви» эта тема (чувство, настроение?) ощущается снова с прежней силой, и даже дурацкий искусственный сад с его лианами и фикусами кажется вполне органичным, и плеер с песней «Битлз», который Володя находит на каминной полке, рядом с книжкой «Три сестры», не вызывает возражения. История полудетской страсти и почти случайной смерти получается гораздо содержательней и интересней, чем все эти цитаты «через 200--300 лет...», поиск завершенности циклов времени, перемигивания с эпохой и др. В конце концов, возможно, не так уж безоснователен поиск в Чехове союзника по подростковому ощущению нереальности настоящей жизни, которая, однако, оставляет раны вполне чувствительные. Вечный «нежный возраст», инфантильность, недоступность зрелости для русского мужчины -- это ведь Лермонтов первый сформулировал (потому, наверное, Володю его красавица с Лермонтовым и сравнивает, в «Ста днях», если помните, «Маскарад» репетировали). Но и Чехов про это писал. Не только про это, конечно, ну тут уж как читать.
На открытии фестиваля «Лики любви» был показан новый фильм Сергея Соловьева Фильм Сергея Соловьева на английском языке называется «Антон Чехов о любви», а по-русски его название состоит из предлога «о» и значка с изображением сердечка. То есть вроде бы «О любви», но и не совсем... >>
В Большом театре пел Сергей Лейферкус, а в БЗК вспоминали Колобова Прошедшие длинные выходные оказались богаты вокалом и событийностью. В БЗК красивым концертом с участием знакомых просвещенной публике оперных солистов -- Хиблы Герзмавы, Дмитрия Корчака, Константина Андреева, Родиона Погосова и Ирины Ромишевской -- вспоминали российского дирижера Евгения Колобова... >>
Ульяна Лопаткина станцевала "Лебединое озеро" Аккуратный кордебалет, ловко вращающийся шут (Андрей Иванов), добротное па-де-труа -- так танцевали в Мариинке пятьдесят лет назад, и через пятьдесят лет так станцуют. «Лебединое озеро» в редакции Константина Сергеева, размеренное, чуть скучноватое. В 1950-м, когда Сергеев делал свою редакцию, балет, защищаясь от ядовитой пыли истории, продолжал отгораживаться, останавливать время -- и остановил его столь успешно, что прослыл самым консервативным из искусств. «Лебединое» стало сказкой, что приключалась в стране Нигде-и-никогда. Для него не то что дни/минуты, сезоны перестали иметь значение. На нынешнем Мариинском фестивале Ульяна Лопаткина балет из этой страны выдернула. >>
Смотрите с 11 марта на экранах Москвы «29 пальм» (Франция, 2003, Бруно Дюмон). Вроде бы влюбленная пара (Екатерина Голубева, памятная киноманам по «Поле Икс» Леоса Каракса, и Дэвид Уиссак, вряд ли памятный по роли мистера Зеда в фильме Кашмана Кушана «Выживая в раю») едет по калифорнийской пустыне, почти совсем не разговаривая и время от времени пытаясь заниматься сексом. Вот, собственно и все -- больше в фильме ничего не происходит до самого финала, который должен бы по идее шокировать, но не шокирует, хоть тресни. На Бруно Дюмона не так давно возлагались огромные надежды -- после его фильма «Человечность», который получил аж три каннских приза в 2000 году, Дюмон был объявлен едва ли не новым мессией серьезного кино. Но своим новым опусом разбил все ожидания на мелкие куски. Редко когда приходится видеть фильм настолько пустой и нелепый. «29 пальм» с треском провалились на последнем Венецианском фестивале. Но полюбить этот фильм невозможно даже из чувства противоречия официозной фестивальной публике. >>
Из всех музеев-кандидатов, претендующих на то, чтобы прописать у себя недавно купленную в США российским предпринимателем Виктором Вексельбергом коллекцию пасхальных подарков императорской семьи работы Карла Фаберже, ближе к цели кремлевский. Как и следовало ожидать... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|