N°23
11 февраля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.02.2004
Reuters
Конкурс банальностей
54-й Берлинский кинофестиваль подходит к концу

версия для печати
Хотите знать, в чем заключается главная проблема Берлинского кинофестиваля? Вот она, передо мной -- скромный голубенький листочек с надписью Mittwoch/Wednesday. Короче, программа на среду. На обратной стороне фильмы ретроспектив (самая заметная из них в этом году -- «Новый Голливуд 1967--1976. Бунт в раю»), среди которых ежедневно попадается минимум три шедевра. А теперь скажите, какой уважающий себя любитель кино откажется посмотреть или пересмотреть на большом экране «Охотника на оленей» Майкла Чимино, «Дни рая» Теренса Малика, «Последний киносеанс» Питера Богдановича, «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы или даже такой курьез, как «Последний фильм» Денниса Хоппера?

Перевернем листок. Там -- «Самаритянка» корейца Ким Ки-Дука и «Перед закатом» американца Ричарда Линклейтера, последние на данный момент премьеры берлинской конкурсной программы, которые по долгу службы приходится смотреть вашему обозревателю. Эти фильмы не то что бы несопоставимы с шедеврами из ретроспектив, снятыми, кстати, не так уж и давно. Они словно сняты на другой планете, где глупость, инфантилизм и удручающая посредственность являются респектабельной нормой.

Но это не кризис кино, это кризис фестивального движения. В очередной раз один из трех ведущих европейских фестивалей на собственном примере и ценой собственной репутации доказал, что собрать двадцать с лишним приличных, стопроцентно «авторских» фильмов если не невозможно, то очень-очень трудно. И Канн, и Венеция, и Берлин об этой проблеме знают и решают ее в общем примерно одинаково: либо разбавляя «авторское кино» экзотикой, либо отвлекая зрительское и журналистское внимание на параллельные конкурсы экспериментальных, дебютных, но недостаточно «статусных» и «культурно значимых» для основного конкурса работ (кстати, такой параллельный конкурс предполагается устроить в этом году и на Московском фестивале). Да и внеконкурсная программа помогает: и в Берлине в этом году можно было посмотреть в «Панораме» и «Форуме» немало любопытных работ (о них читайте в следующих номерах нашей газеты). Получается с переменным успехом. Но культурная общественность по-прежнему верит, что существует единое культурное пространство и в нем-то и отыщется самый значительный, актуальный, глубокий и всех устраивающий фильм.

Вернемся к нашим героям. Ким Ки-Дук, в послужном списке которого немало отличных работ («Реальный вымысел», «Остров», «Плохой парень»), с некоторых пор вознамерился выпускать по три фильма в год. «Самаритянка» была снята за две недели на неправдоподобно маленький бюджет в 400 тыс. долл. В результате получилось оскорбительно примитивное, трещащее по швам от сюжетных неувязок софт-порно о школьницах-проститутках. И хотя откровенных сцен почти нет, все мыслимые киноштампы, от детских слезинок и желтых осенних листьев до карикатурного самоубийства под нежную музыку (застигнутая копами малолетняя шлюшка бросается на асфальт со второго этажа), легко позволяют поставить фильму рейтинг «три икса», проведя его по разряду духовной порнографии. Живо представляю, как «Самаритянку» разрекламируют в российском прокате: «шокирующая, нарушающая все табу трэш-мелодрама знаменитого режиссера-провокатора». Не верьте. Этой истории не поможет никакая «постмодернистская ирония». Это не трэш, а самый настоящий мусор.

Режиссер «Перед закатом» Ричард Линклейтер также знавал лучшие дни. Вспомним хотя бы «Перед рассветом» (продолжением этой лав-стори и является нынешняя поделка) или даже недавнюю насквозь голливудскую, но милую безделку «Школа рока». Но когда в первых же кадрах видишь набережные Сены, Нотр-Дам в золотистых лучах послеполуденного солнца, играющего на аккордеоне клошара и розовенького Итена Хоука с наклеенной писательской бородкой, сердце сжимается в недобром предчувствии.

Предчувствие оправдается. Потерявшаяся и через девять лет нашедшая друг друга американо-французская парочка (Хоук и Жюли Дельпи) будет полтора часа бродить по Парижу, время от времени попивая кофе в миленьких кафе на углу или совершая экскурсию по Сене на экскурсионном пароходике. Содержание диалогов: «Жить надо так, как будто это последний день твоей жизни» (он); «Каждый человек уникален, его никем не заменишь» (она); «Я всегда верил, что у реальности есть какое-то мистическое ядро» (снова он); «Главное в жизни -- это детали» (снова она). После этих свеженьких фраз у меня возникло парадоксальное желание извиниться перед создателями российской «Прогулки», неоднократно разруганной на страницах газеты «Время новостей» (оба фильма формально похожи: камера послушно следует за гуляющими героями, фиксируя их диалоги). Героиня Ирины Пеговой хотя бы рассказывала про то, как, лежа в ванной, воображала себя Биллом Клинтоном. Это было не шибко смешно, но хотя бы минимально изобретательно. Не скажу, что стал относиться к «Прогулке» лучше. Но если уж в конкурс Берлинале приглашают «Перед закатом», то пусть расцветают все цветы, в том числе и не очень полезные. Вот и решай после этого, чьи штампы лучше: иронично-циничная банальность Ки-Дука или слащаво-наивная пошлость Линклейтера.

Что же касается менее неприятных впечатлений от конкурсной программы, то среди них прежде всего «догматический» опыт Аннетте Олесен «В твоих руках» и изящная драматическая комедия аргентинца Даниэля Бурмана «Потерянное объятие». До объявления наград осталось три дня. Ждем одного из самых талантливых молодых режиссеров Фатиха Акина с фильмом «Головой о стену».

А «Охотника на оленей» и «Дни рая» придется в очередной раз пересматривать дома на видео. Вот такая невеселая у нас работа.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  11.02.2004
Reuters
54-й Берлинский кинофестиваль подходит к концу
Хотите знать, в чем заключается главная проблема Берлинского кинофестиваля? Вот она, передо мной -- скромный голубенький листочек с надписью Mittwoch/Wednesday. Короче, программа на среду. На обратной стороне фильмы ретроспектив (самая заметная из них в этом году -- «Новый Голливуд 1967--1976. Бунт в раю»), среди которых ежедневно попадается минимум три шедевра... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  11.02.2004
Программа юбилейной "Золотой маски" открылась спектаклем Бориса Эйфмана
Борис Эйфман -- художник высокого полета. На события мировой истории он смотрит словно из окошка аэробуса -- детали и подробности при таком взгляде неразличимы. Зато видны мировые штормы, могучие разломы, мощные движения масс... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  11.02.2004
В клубе "Дом" прошел фестиваль «Зона Posth Opus Posth»
В ситуации давно, бесповоротно и, кажется, абсолютно всеми признанного кризиса местной новой музыки сам факт существования ежегодного авторского фестиваля кажется парадоксальным. Действительно, времена для современного искусства теперь суровые... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  11.02.2004
Федора Волкова почтили выставкой
9 февраля в Государственном центральном музее им. А.А. Бахрушина открылась выставка «Ф.Г. Волков и театр XVIII века». Выставка приурочена к памятной дате -- 275-летию со дня рождения первого русского трагического актера Федора Волкова. По словам организатора выставки, директора музея профессора РАТИ Бориса Любимова, «именно последние 275 лет были самыми значительными в истории русской художественной культуры». Личность Федора Волкова стала ключевой в переходе от старого, средневекового театра к театру новому, профессиональному. В молодости он застал еще постановки старинного школьного театра, а в конце жизни проявил недюжинный режиссерский талант, поставив грандиозную феерию «Торжествующая Минерва». Учреждение общедоступного (с 1759 года получившего статус придворного) театра в Петербурге было связано с именем Федора Волкова. Примечательно, что переход от старого театра к новому произошел в рекордно короткий срок: Федор Волков умер в 34 года. «34 года -- это меньше, чем было Хмелеву, чем было Далю, Миронову, Высоцкому. А вклад в историю русского театра поистине огромный», -- говорит Борис Любимов. >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  11.02.2004
Смотрите с 12 февраля на экранах Москвы
"Час расплаты" (режиссер Джон Ву). Не так давно обожаемый киноинтеллектуалами мастер изысканно-сентиментального насилия и стрельбы по-македонски Джон Ву окончательно сдулся и выдал на всеобщее обозрение экранизацию рассказа Филиппа К. Дика, которая не выдерживает никакой критики. Бен Аффлек (человек с одной из самых, скажем так, неумных физиономий в современном Голливуде) играет суперинженера, которому после выполнения особо важного коммерческого заказа стирают память. Вместо последних трех лет жизни у него в руках лишь пакет с двадцатью странными предметами вроде спичечного коробка или скрепки. С их помощью он должен вернуть себе прошлое и победить злодеев. Звучит заманчиво, но на деле -- унылый и смехотворный бред. В главной женской роли -- Ума Турман, на которую после "Убить Билла" просто до слез обидно смотреть в подобной чепухе. >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика