N°226
09 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.12.2004
Роман Мухаметжанов
Призыв с пяти лет
Правительство готовит очередную школьную реформу

версия для печати
Кабинет министров в очередной раз собирается в школу. Сегодня на заседании российского правительства будет обсуждаться новая версия образовательной реформы, которая с большей или меньшей интенсивностью проводится в России последние несколько лет, но никак не приносит ощутимых результатов. На сей раз свой вариант спасения державы посредством повышения интеллектуального уровня ее обитателей намерен представить коллегам министр образования и науки Андрей Фурсенко, который за время пребывания в этой должности уже успел изрядно покритиковать инициативы своих предшественников. Судя по всему, изощряться в словесности ему надоело, и он готов перейти к делу. А именно -- скорректировать «Концепцию реформирования образования» на период до 2010 года, которая три года назад была одобрена Госсоветом и правительством.

Напомним, что реформаторы предыдущего созыва говорили о новой системе финансирования образовательных учреждений через подушевое финансирование учащихся (по государственным именным финансовым обязательствам), двенадцатилетке, профильной старшей школе, едином государственном экзамене, совмещающем выпускные в школе и вступительные в вузах, а также о разделении системы высшего образования на магистратуру и бакалавриат. Однако, по мнению г-на Фурсенко, в полной мере проект реализовать не удалось -- главным образом из-за неэффективных способов реализации программы, слабой общественной поддержки, нехватки финансирования. Замкнутый внутриотраслевой характер реформы и отсутствие партнерства с работодателями и общественными организациями помешали достигнуть главных провозглашенных целей -- повышения качества образования. Однако исправлять ошибки министру, видимо, не с руки -- во всяком случае, судя по тому, что он первым делом намеревается выдвинуть ряд новых инициатив.

Примечательно, что программа реформ от Андрея Фурсенко -- она называется «Приоритетные направления развития российского образования» -- уже успела получить самые противоречивые оценки в педагогическом сообществе. Несмотря на то что авторы этого документа старались до сих пор не раскрывать содержание проекта, детали его все же просачивались за двери кабинетов чиновников и порождали всевозможные слухи. От новой реформы ожидали то значительного сокращения учительских зарплат, то введения обязательной воинской повинности перед поступлением в вузы. Сегодня программа министерства, по сути, впервые будет представлена на обсуждение в полном объеме.

По данным «Времени новостей», приоритеты развития образования от Андрея Фурсенко в целом повторяют идеологию его предшественников -- команды экспертов экс-министра Владимира Филиппова. В них также провозглашается создание равных стартовых возможностей для получения образования, доступность высшего образования и повышение качества обучения. Авторы проекта предложили членам правительства относиться к образованию как к инвестиционной сфере, оказывающей косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Однако в документе содержится и ряд принципиально новых моментов, которые позволяют сделать вывод о том, что министерство все же планирует новую реформу. Команда Андрея Фурсенко предложила кардинально изменить систему обучения в школе. В частности, начинать для детей этот процесс с пяти лет, сделать обязательными для посещения подготовительные классы, сократить нагрузку в средней и старшей школе до четырех-пяти уроков в день и урезать на 25--30% объем обязательной школьной программы. Как надеются разработчики проекта, в появившееся свободное время ребенок будет учиться самостоятельно или обратится на рынок услуг дополнительного образования.

Кстати, несмотря на то что формального одобрения новых «приоритетов» правительством еще не состоялось, в минувший вторник Андрей Фурсенко уже порекомендовал региональным органам управления образованием не спешить с переходом на создававшийся «под предыдущих реформаторов» новый базисный учебный план, который определяет обязательный минимум знаний школьника. Министр пообещал, что к 2008 году будет разработан и вынесен на обсуждение проект стандартов второго поколения. Видимо, к этому сроку и ожидается появление школы с сокращенным учебным графиком.

Что же касается высшего образования, оно станет повсеместно двухуровневым: четырехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура. Причем между этими ступенями возможно будет сделать перерыв в учебе для практической работы и для того, чтобы более сознательно подойти к выбору окончательной специализации. Министерство образования и науки также обещает установить тесный контакт вузов с научно-исследовательскими учреждениями, технопарками и производителями. И привлекать студентов к инновационной деятельности. По мнению разработчиков проекта, это поможет наконец понять потребности общества и государства в тех или иных специалистах. И снизит количество дипломов, которые получаются только ради престижа.
Кирилл ВАСИЛЕНКО


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  09.12.2004
Роман Мухаметжанов
Правительство готовит очередную школьную реформу
Кабинет министров в очередной раз собирается в школу. Сегодня на заседании российского правительства будет обсуждаться новая версия образовательной реформы, которая с большей или меньшей интенсивностью проводится в России последние несколько лет, но никак не приносит ощутимых результатов... >>
  • //  09.12.2004
Роман Мухаметжанов
Инициативу Министерства образования и науки ввести школьное обучение с пятилетнего возраста комментирует доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО профессор Марьяна БЕЗРУКИХ... >>
  • //  09.12.2004
Михаил Циммеринг
Министерство науки и образования готовит принципиально новую модель всеобщего среднего образования. Впервые предлагается рассчитывать учебный план, исходя не из обязательного минимума знаний для школьника, как это было до сих пор, а из физических возможностей детей... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика