N°220 01 декабря 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Танкер против трубы «Совкомфлот» убеждает «Газпром» сжижать газ, а не строить Северо-Европейский газопровод
Обилие проектов и новых направлений развития бизнеса в «Газпроме» породило их конкуренцию. Бывший топ-менеджер «Газпрома», а ныне заместитель генерального директора госкомпании «Совкомфлот», осуществляющей морские грузовые перевозки, Александр Красненков сделал доклад о пользе развития в России экспорта сжиженного природного газа (СПГ). При этом он заявил о неэффективности затеянного «Газпромом» проекта транспортировки газа по подводному Северо-Европейскому газопроводу (СЕГ). По информации «Времени новостей», «Совкомфлот» активно лоббирует в газпромовских коридорах альтернативный СЕГ проект экспорта газа в Северную Европу -- строительство под Санкт-Петербургом завода по сжижению газа и перевозки его специальными судами в Европу и США. У обоих проектов есть серьезные козыри: вариант продажи СПГ экономически более обоснованный и гибкий, прокладка же газопровода имеет более высокую политическую ценность. Впрочем, многое будет зависеть от того, найдет ли менеджмент «Газпрома» реальных партнеров, готовых обеспечить политическую целесообразность строительства СЕГ финансовыми и маркетинговыми ресурсами.
Г-н Красненков вчера попытался даже провести сравнительный квазианализ экспорта газа в Северную Европу по подводному трубопроводу и газовозами. Строительство основной части СЕГ (до Германии), по его данным, обойдется «Газпрому» в 5 млрд долл. Хотя в концерне утверждают, что озвученная Алексеем Миллером сумма 5,7 млрд долл. включает в себя затраты на прокладку трубы до Великобритании. Кроме того, очевидными минусами данного проекта, по версии топ-менеджера «Совкомфлота», являются приличные расходы на поддержание подводной инфраструктуры, а также жесткая привязка к германскому и британскому рынкам. Строительство же завода по производству СПГ в Усть-Луге обойдется в 1,3 млрд долл., расходы на содержание газовозов -- фиксированные (2,5 млн долл. в год на судно). Варьироваться будет только оплата за фрахт. Причем в этом случае «Газпром» получит возможность экспортировать СПГ на разные рынки. Как известно, о намерении «Газпрома» проложить 1200-километровый газопровод по дну Балтийского моря из Ленинградской области в Германию с возможным продлением до Великобритании г-н Миллер объявил два года назад. С тех пор о поддержке этого начинания заявили почти все высокопоставленные чиновники России, включая Владимира Путина, а интерес к проекту проявил крупнейший энергетический концерн Европы -- германский E.ON-Ruhrgas. Однако до сих пор «Газпром» не подготовил даже полного технико-экономического обоснования. Такая «заминка» с реализацией одобренного на самом высшем уровне проекта объясняется просто: его экономическая составляющая значительно хуже политической. И реальных участников, готовых финансировать строительство, а главное -- купить газ из этой трубы на 20 лет вперед, пока найти не удалось. Похоже, маркетинговые работы, которые проводил «Газэкспорт» со своими европейскими партнерами, не увенчались успехом, и готового рынка для этого дорогостоящего маршрута обнаружить не удалось. В этой связи продвигаемый «Совкомфлотом» вариант мог бы стать интересной заменой. Тем не менее ситуация может коренным образом измениться, если в рисковом и не очень выгодном проекте СЕГ согласятся участвовать E.ON-Ruhrgas, желающий получить долю в добыче газа в России, и ВР, которой необходимо положительно решить вопрос с «Газпромом» о реализации проекта разработки Ковыктинского месторождения и поучаствовать в освоении Штокмановского. Окончательно все станет ясно через месяц-полтора, когда планируется завершить переговоры с E.ON-Ruhrgas и ВР. |
Газовая монополия может стать и нефтяной Круг замкнулся. Самый ценный актив ЮКОСа приобретет компания, которой руководит Сергей Богданчиков. О чем вчера сам он и объявил... >>
«Совкомфлот» убеждает «Газпром» сжижать газ, а не строить Северо-Европейский газопровод Обилие проектов и новых направлений развития бизнеса в «Газпроме» породило их конкуренцию. Бывший топ-менеджер «Газпрома», а ныне заместитель генерального директора госкомпании «Совкомфлот», осуществляющей морские грузовые перевозки, Александр Красненков сделал доклад о пользе развития в России экспорта сжиженного природного газа (СПГ)... >>
Россия пытается помочь Турции организовать движение судов в черноморском проливе Российское правительство, судя по всему, не спешит приступать к строительству нефтепроводов в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Более того, пока чиновники даже не определились, какой из существующих проектов наиболее привлекателен и экономически эффективен... >>
Anglo Gold Ashanti наращивает золотые запасы в России Вторая в мире по объему золотодобычи южноафриканская компания Anglo Gold Ashanti продолжает экспансию в России... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|