N°180 04 октября 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Рэп-счастье «Сатирикон» играет в «Страну любви»
«Страну любви» (то есть «Снегурочку» Островского) театр «Сатирикон» решил играть на почти пустой сцене -- два ряда зеленых, будто вытащенных из партера кресел да пара передвижных вешалок, до поры до времени укутанных полиэтиленом, не в счет. Дело не в бедности. Это принципиальное решение худрука и одновременно постановщика Константина Райкина: он хочет, чтобы «спектакль стал визитной карточкой нового поколения артистов театра «Сатирикон», и потому предоставляет молодежи чистый лист сцены. Чем заполните -- все ваше.
Они заполняют -- живой энергией, которую еще не научились дозировать и ценить. Они танцуют так, как какому-нибудь шоу-балету «Тодес» и не снилось, превращают стихотворный текст в почти рэперскую скороговорку, выводят бодрым хором ставшую лейтмотивом спектакля песенку «А мы просо сеяли, сеяли...» и орут как оглашенные. Они с таким удовольствием разыгрывают немудреные репризы («Полная луна серебрит местность» -- в тексте; на сцене фигуристая девица раскидывает звенящую мелочь), что зал отзывается благодарным хохотом. А постановщик, которому, собственно, стоило бы эту энергию отформатировать, где-то умерить, где-то направить, будто отошел в сторонку и смотрит: а что еще дети сотворят-то? Нельзя сказать, что у постановки вовсе нет концепции. Идея проста: вот дебютанты, вот театр, что становится их миром. Сюжет спектакля не появление Снегурочки среди берендеев, не ошаление от девушки всех молодых людей деревни, не желание корыстных приемных родителей выдать ее за богатого и не финальная смерть двух главных героев -- Снегурочки и торгового человека Мизгиря (она растаяла на солнце, он утопился). Сюжет спектакля -- освоение пространства, демонстрация приобретенных в школе умений. Поэтому Лешие превращаются в рабочих сцены, а начинается «Страна любви» «этюдом с воображаемыми предметами»: сначала вроде в невидимый мяч играют, потом в снежки. Когда Бобылиха учит Снегурочку приваживать богатых женихов, она мнет девушке руками лицо, и лицо движется, будто из пластилина сделанное: то губы растянутся в нелепую гигантскую улыбку, то брови поднимутся -- кажется, сантиметров на пять сразу. Рабочий инструмент «лицо актрисы» демонстрирует свои возможности, и надо отдать должное Снегурочке -- Алене Разживиной, эти возможности велики. Насколько велики возможности собственно актерские, по спектаклю судить трудно. Постановщиком Снегурочка определена в вечные девочки, совсем малолетки: полосатые гольфы на ногах, рюкзачок за плечами, два хвостика на макушке, вечная восторженно-верещательная интонация да ошалелая улыбка -- ну лет четырнадцать? Да нет, двенадцать. Как в такого гадкого утенка могли влюбиться все парни деревни, рискуя проблемами с правоохранительными органами, совершенно непонятно, и это никак не объяснено в спектакле. Зрителям просто предлагается поверить: вот ладный молодец Мизгирь один раз увидел -- и все: бросил красавицу-невесту Купаву, голову потерял. В финале, когда Снегурочка вытребовала себе от матушки Весны-Красны способность любить, толпа поселян раздела девушку догола и завернула в рулон тюлеобразной ткани, сотворив что-то вроде белоснежного свадебного платья. Но до «таяния» (влезания по металлической лестнице вверх к колосникам) оставалось совсем немного времени -- и уж тут сыграть ничего не удалось. Структура спектакля -- с регулярными танцевальными и песенными перебивками -- в принципе не рассчитана на развернутое высказывание актера и изменение его персонажа, психологические эволюции. Поэтому выигрывали те, кто сразу свою роль подал наиболее ярко. Пожалуй, лучше всего это удалось Мизгирю (Артем Осипов) и Лелю (Сергей Сотников). У последнего просто роль-подарок: пастушок неумолимо стал эстрадным певцом, его песенку девицы-поселянки встречали обморочным воплем после первой фразы (как это бывает на концертах), и он выходил «к публике» пожимать протянутые в экстазе руки. Никаких трагических переживаний в этом спектакле не предусмотрено: когда Мизгирю приходит время умирать, актер просто оповещает публику: «убегает на Ярилину гору и бросается в озеро». А потом идет общий танец, где все выходят в золотых костюмах, и общая песня, в которой сквозь славословия богу Солнца нескрываемо прорезается: Don't worry, be happy. Ну, значит, такой и будет девиз на этой визитной карточке.
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась первая в России масштабная выставка классика московского концептуализма Олега Васильева, творческого единомышленника и друга гуру неофициального искусства Эрика Булатова... >>
«Сатирикон» играет в «Страну любви» «Страну любви» (то есть «Снегурочку» Островского) театр «Сатирикон» решил играть на почти пустой сцене -- два ряда зеленых, будто вытащенных из партера кресел да пара передвижных вешалок, до поры до времени укутанных полиэтиленом, не в счет... >>
Второго октября -- день рождения Владимира Горовица по старому стилю Энциклопедии и справочники до сих пор указывают эту дату -- 2 октября 1904 года -- как день рождения едва ли не самой популярной, противоречивой, капризной, искристой и завораживающей музыкальной фигуры ХХ века... >>
Открылся фестиваль к 70-летию Альфреда Шнитке Фестиваль памяти иконы советского авангарда, мастера искушений и озарений, сарказма и обескураживающе прямого разговора о вечности композитора Альфреда Шнитке мог и не состояться... >>
«Богиня» Ренаты Литвиновой на московских экранах Кажется, нет ничего проще, чем во всех подробностях вообразить себе фильм, обозначаемый как «режиссерский дебют Ренаты Литвиновой». Кажется, что в нем по определению не может быть ничего, кроме самой Ренаты Литвиновой... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|