N°145
16 августа 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 ОЛИМПИАДА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.08.2004
Яйца покатятся дальше
Коллекция Виктора Вексельберга имеет ограниченный срок пребывания в России

версия для печати
Главной сенсацией прошедшего культурного сезона стала покупка знаменитой коллекции Форбса -- лучшего собрания произведений Фаберже за рубежом -- Виктором Вексельбергом. Впервые в страну возвращались столь ценные произведения искусства. Впервые за многие десятилетия частное лицо в нашей стране стало обладателем и распорядителем таких сокровищ. Планы господина Вексельберга были интересны не только сами по себе. Его пример -- другим наука.

Первым ответом на вопрос, что станет частное лицо делать с совершенно уникальными драгоценностями, стала выставка в Патриаршем дворце Московского Кремля. Она прошла с понятным и легко прогнозировавшимся успехом -- изделия Фаберже привлекают публику во всем мире, а уж с такой историей -- подавно. Поставить рекорд посещаемости выставке помешал лишь принцип организация -- по сеансам. Необходимый, по представлению дирекции Музеев Кремля, для того, чтобы купивший необычно дорогой для художественных выставок билет за 300 руб. смог увидеть все представленные на выставке шедевры ювелирного искусства -- знаменитые пасхальные яйца, изготовленные для царской семьи и других заказчиков, а также драгоценные изукрашенные портретные рамочки, портсигары, часы, мелкие яйца-брелоки. И все же. Тридцать пять тысяч посетителей для музея цифра приличная, но для огромной Москвы -- ничтожная. То есть пришли на выставку немногие -- одних остановили цены на билеты, других очереди за ними.

Уже на пресс-конференции выставки в Кремле было заявлено, что коллекцию ждет большое путешествие. Представитель фонда «Связь времен» Андрей Шторх сообщил «Времени новостей», что задача фонда -- сделать коллекцию доступной для максимально большего числа зрителей. В первую очередь это касается тех, кто работает в одной команде с господином Вексельбергом. Потому сразу после Музеев Кремля был устроен частный показ в офисе холдинга СУАЛ, многие из сотрудников которого не смогли увидеть выставку в Кремле -- по будням работали, выходные проводили за городом. Примером заботы о сотрудниках стал предыдущий владелец коллекции -- Форбс тоже показывал сокровища в своем офисе. За один день организованного, по департаментам, просмотра выставку в офисе посетили 1174 человека. Еще два дня коллекцию показывали в дружественной компании - «Газпроме». Ограниченное время показов, день-два, диктуют условия страхования: коллекция не может надолго покидать здание Сбербанка.

Следующим местом экспонирования коллекции должен стать Екатеринбург. И потому, что место это связано с памятью несчастной царской семьи, личной собственностью которой были знаменитые теперь сокровища, и потому, что в области расположены одиннадцать предприятий холдинга. В Екатеринбурге цену на билет -- предположительно местом показа станет филиал местного краеведческого музея -- хотят сделать более чем демократичной, около 25 руб. Сотрудников своих предприятий собираются привозить на выставку специально, чтобы знали, куда вливается и их труд. Глобальная идея, как сообщил господин Шторх, -- не только производственная, но и человеческая кооперация.

После Екатеринбурга коллекцию увидит Петербург -- всего вероятнее выставка будет организована в Эрмитаже. В дальнейших планах -- Иркутск и Тюмень.

Путешествовать коллекция будет с собственными витринами -- их сделали по специальному заказу и опробовали в Музеях Кремля. По словам господина Шторха, трехсоткилограммовые витрины снабжены всеми механизмами, обеспечивающими необходимые климатические условия и безопасность экспонатов. Даже хранение, не говоря уж об организации сложных путешествий, произведений искусства -- дело тонкое, сложное и дорогое. Блестяще налаженная техническая сторона и вложенные деньги не могут спасти от мелких ошибок, чреватых большими неприятностями при обращении со столь хрупкими предметами, -- насколько известно, к коллекции до сих пор не приставлен опытный музейный хранитель.

В планах владельцев коллекции и ее заграничные показы. Поскольку в России сокровища появились на условиях временного ввоза, коллекция просто обязана будет покинуть пределы отечества. Иначе ей грозят таможенные санкции. По словам господина Шторха, ввезти коллекцию на временных условиях посоветовали сами сотрудники таможни -- иначе ей был бы практически заказан в дальнейшем вывоз за границу и участие в зарубежных выставках. Считается, что сам ввоз коллекции был победой здравого смысла -- наконец-то разрешили частным лицам ввозить произведения искусства без уплаты пошлин. Но отечественное таможенное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании -- тогда произведения искусства можно будет привозить с постоянным статусом.

Мнение Елены ГАГАРИНОЙ, генерального директора Музеев Московского Кремля.

-- Как вы можете оценить прошедшую выставку?

На мой взгляд, выставка «Фаберже: утраченный и обретенный» прошла весьма успешно, все сотрудники музея приложили максимум усилий для того, чтобы в весьма сжатые сроки подготовить и открыть эту экспозицию. Мы благодарны г-ну Вексельбергу, фонду «Связь времен» и всем, кто принял участие в этом проекте, и надеемся, что наше сотрудничество продолжится. Выставку посетило около 35 тыс. человек, и это замечательно. Экспозиция была развернута в Патриаршем дворце Московского Кремля -- уникальном памятнике XVII века, требующем к себе особого бережного отношения, учета особенностей постройки того времени, возможностей здания. Интерес к экспозиции был столь велик, что пришлось специально организовывать работу выставки по сеансам, чтобы посетители смогли рассмотреть экспонаты, а не пытались протиснуться сквозь толпу.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.08.2004
ИТАР-ТАСС
Двенадцатый фестиваль «Окно в Европу» открылся в пятницу, 13 августа
Насчет дюжины и чертовой дюжины как-то совсем не шутили, все больше говорили о проливном дожде, аккуратно закончившемся к открытию. Впрочем, неудивительно: простая правда жизни непосредственнее влияет на поведение, нежели поверья и суеверия... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.08.2004
ИТАР-ТАСС
Юрий Григорович показал Петербургу краснодарский балет
За неделю до гастролей краснодарского театра в Питере две московские газеты сообщили: Валерий Гергиев пригласил Юрия Григоровича (он ныне царствует в Краснодаре) возглавить балет Мариинки; тот отказался, но договорился о постановке трех спектаклей... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  16.08.2004
Коллекция Виктора Вексельберга имеет ограниченный срок пребывания в России
Главной сенсацией прошедшего культурного сезона стала покупка знаменитой коллекции Форбса -- лучшего собрания произведений Фаберже за рубежом -- Виктором Вексельбергом. Впервые в страну возвращались столь ценные произведения искусства... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика