N°130
26 июля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.07.2004
Антитоталитарный мюзикл
Мюнхен рукоплещет «Роделинде»

версия для печати
В Мюнхене, на летнем оперном фестивале, бросается в глаза контраст респектабельнейшей публики и вызывающе нон-конформистской режиссуры. Трудно объяснить энтузиазм чванливых меломанов, их восторженное приятие оскорбительного эпатажа. Видимо, теперь посещение оперы в Мюнхене, сохраняя великосветскую прелесть, нуждается в каком-то пикантный оттенке: наслаждение для слуха должно сочетаться с легким, возбуждающим нервы раздражением для глаз.

Именно так поставлена опера Генделя «Роделинда» режиссером Давидом Алденом. С редко исполняемым сочинением XVIII века об узурпации власти тираном, тщетно посягающим и на верную изгнанному венценосцу супругу, постановщик обходится по-свойски, без малейшего пиетета к музыке и страстям далекой эпохи. Сюжет оперы «сериа» разыгрывается как американская черная мелодрама, в которой женское коварство и роковое обаяние толкает мужчин на преступления. Исполнительница заглавной партии, сопрано Доротея Решманн, с ее технически виртуозным вокалом, не проигрывающим при этом в теплоте и страстности, безусловно, способна вскружить голову кому угодно. Спектакль, однако, поставлен не ради нее, хотя певица одна «держит» зал от начала до конца представления.

Спектакль о другом, о власти. Вернее, о том болезненном интересе к тоталитарным режимам, который испытывают режиссеры с тех самых пор, как эти режимы пали. В представлении использованы все режиссерские клише, на сцену вытащены все возможные атрибуты постановок на эту тему.

Жаль только, что не сразу понимаешь: играется комедия, а внутренний пафос режиссера -- насмешка. Не в тот момент, когда за распахнувшимся занавесом зритель видит унылую глухую стену с маленькими дверьми, в которые невозможно войти. И не в тот, когда изгнанный царь блуждает между огромными фигурами -- памятниками тирану, загромождающими все пространство сцены. И даже не после того, как узурпатор исполняет арию так, словно произносит речь перед толпой фанатиков, а его приспешник, вдруг отвлекшись от своей партии и игнорируя музыку Генделя, начинает хлопать в ладоши и кричать во все горло: «Дуче! Дуче! Дуче!"

Лишь к последнему действию, когда освобождение плененного властителя и его воссоединение с верной супругой выливается в по-цирковому грубое комикование, становится понятно, что имел в виду режиссер. Наряженные в импозантные костюмы по моде 40-х годов, вальсирующие при каждом удобном случае, пьющие шампанское, тузящие друг друга, не вынимающие изо рта папирос даже во время пения, выкатывающиеся на сцену на дорогом автомобиле артисты превращают оперу Генделя в разбитной мюзикл.

Это решение приближает оперу к зрителям и отдаляет ее от слушателей. Вокальный образ спектакля складывается в совершенно отдельную историю, связанную с происходящим на сцене лишь отчасти и не крепкими узами. «Роделинда», состоящая из протяженных виртуозных арий с множеством фиоритур, имеет не одну, а множество кульминаций. В каждой арии есть захватывающий музыкальный сюжет, где эмоциональное напряжение нарастает пропорционально высоте предстоящей певцу ноты. В пении контратенора Микаэля Чанса и тенора Пауля Нилона напряжение чувств внутри арий не спадает, а техническая сторона почти безупречна. Матовость тембра и ограниченный объем звука на верхних нотах у контратенора искупается свободой голоса во всем диапазоне.

Отлично спетые партии, однако, не сделали спектакль цельным. Как положено мюзиклу и как вовсе не положено опере, он распадается на выигрышные и проходные номера. Генделевского же драматизма постановщики не заметили, а дирижер Ивор Болтон сделал свое дело корректно, но не пытаясь заглянуть в опасные глубины музыки.

Несмотря на все это, опера получила самый горячий прием мюнхенской публики. Возможно, спектакль и заслуживает бурных (чуть не до закрытия железного занавеса) аплодисментов. Если задачей постановщиков было создание зрелища максимально эклектичного, то с ней они прекрасно справились.
Ирина КОТКИНА, Мюнхен
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  26.07.2004
Жестокий боевик «Каратель» на московских экранах
Фрэнк Касл -- сначала морпех, потом агент ФБР под прикрытием, а чуть позже безжалостный и одинокий мститель -- стал известен определенной части человечества, читающей в основном подписи к картинкам, в 80-х годах прошлого столетия... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.07.2004
Мюнхен рукоплещет «Роделинде»
В Мюнхене, на летнем оперном фестивале, бросается в глаза контраст респектабельнейшей публики и вызывающе нон-конформистской режиссуры. Трудно объяснить энтузиазм чванливых меломанов, их восторженное приятие оскорбительного эпатажа... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  26.07.2004
Художник Сергей Шеховцов поедет на биеннале в Сан-Паулу
На пресс-конференции, устроенной Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с галерей «Риджина» и куратором Виктором Мизиано, объявили, что на важнейшей, одной из старейших и престижнейших художественных биеннале в далеком Сан-Паулу (Бразилия) Россию представит скульптор Поролон (Сергей Шеховцов) с проектом «Кинотеатр» (Cinema)... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.07.2004
К семидесятипятилетию Василия Шукшина
В рабочих тетрадях Василия Шукшина есть раздраженная по тону и важная по сути запись: «Во всех рецензиях только: «Шукшин любит своих героев... Шукшин с любовью описывает своих героев...» Да что я, идиот что ли, всех подряд любить?! Или блаженный? Не хотят вдуматься, черти. Или не умеют. И то и другое, наверно»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.07.2004
В Лужниках прошел фестиваль рок-музыки
После прошлогодней трагедии пятого рок-фестиваля «Крылья» ждали с естественной тревогой. Однако все обошлось. Перебравшийся с привычной тушинской площадки в Лужники смотр популярных музыкальных команд охраняло более 1 300 милиционеров... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика