N°122 14 июля 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Статика и психология семейной жизни Друзья художницы Нины Котел стали живыми экспонатами
У Нины Котел необычный статус на столичной артсцене.
С одной стороны, она лауреат профессиональной премии «Мастер», каковой награждаются живописцы и графики, блюдущие классические цеховые традиции, -- знаменита прежде всего своими натюрмортами. На них самые обыденные вещи -- объедки, огрызки, очистки, супные мослы, ягоды, бельевые прищепки, резиновая медицинская груша и прочие никчемные предметы -- увидены и запечатлены со столь близкого расстояния, что в их хаотичном нагромождении зритель (естественно, вслед за автором!) начинает прозревать удивительные сюжеты, вроде пейзажа после футурологической битвы или вида поселения лунных колонистов. При этом искусный график и живописец Котел дарует изображенному бытовому сору не только вторую, авантюрно-героическую жизнь, но еще поистине метафизическое, глубинное измерение. Так что своими визуально-онтологическими экспериментами Котел скорее наследует «духоподъемным» и смертельно серьезным классикам московского неофициального искусства вроде Дмитрия Краснопевцева или Владимира Вейсберга с их философическими композициями из кувшинов, черепков или гипсовых шаров и колонн, нежели конкурирует с циничными и суетными современниками из стана современного искусства. С другой стороны, Нина Котел художник, последним социально близкий. Участвует исключительно в выставках и фестивалях современного искусства, сотрудничает лишь с отвечающими за contemporary art институциями, является соавтором (и супругой) эпатажного художника, критика и члена редколлегии элитарного «Художественного журнала» Владимира Сальникова, своими работами дает повод для высоколобых экзерсисов столичным философам-постмодернистам. Даже вступила в Институт Лифшица -- симулятивную организацию, придуманную модным художником-марксистом Дмитрием Гутовым. А лет десять назад Котел взяла в руки профессиональную камеру и теперь наряду с живописью и графикой освоила модный жанр видеоинсталляции. И ее нынешняя выставка «Еще счастливей» -- веское свидетельство сугубой «актуальности» автора. Видеоинсталляция (!) смонтирована в мансарде ГЦСИ -- Государственного центра современного искусства (!!); вернисаж сопровождался перформансом (!!!); пояснительный текст автора представляет собой краткий социологический очерк истории и эстетики брачных процедур в России вполне в лифшицианско-гутовском духе (!!!!). Но при этом генеральный мотив проекта остался очень традиционным и типичным для всего творчества Котел -- внезапное внимание к рутинно-привычному, его «остранение» путем пристального всматривания и публичной демонстрации и, в конечном счете, эстетизация профанного. Впрочем, в данном случае речь идет о вполне сакральном -- православном обряде венчания, ставшем сюжетом видеофильма Нины Котел. Венчались молодые супруги, сотрудники ГЦСИ Паша и Лена. Они же -- занятые ремонтом новоселы -- в другом ролике дают интервью в будущей детской, рассказывая о планах на семейную жизнь. На две эти настенные видеопроекции неотрывно смотрели на вернисаже члены семьи новобрачных, дисциплинированно сидя на скамеечках перед экранами с 18.00 до 21. 00. Рядом с живыми экспонатами стояли таблички с их именами. Все вместе -- кино, статисты и революционная песня «Нас венчали не в церкви» из одноименного советского фильма в качестве музыкального пролога -- и является видеоинсталляцией «Еще счастливей». Нина Котел показала жизнь как она есть, собрав воедино реликвии для семейного видеоархива, владельцев этого архива, его хранителей и пользователей -- представителей разных поколений конкретной московской семьи (даже двух семей -- жениха и невесты). Но выстроила из этого приватного и по определению чуждого (чужого) для постороннего материала изящную инсталляцию, к которой следует относиться уже с некоторым интересом -- как к цельному артефакту. Да еще с легким философским привкусом: регрессивный обряд венчания, прогрессивная семья продвинутых искусствоведов, советское вокальное наследие, прошлое, будущее, настоящее... И т.д. и т.п. Подобные полисемантичные конструкции Нина Котел собирала из собственного бытового мусора, превращенного в непонятные и завораживающие натюрморты. Теперь кисточку, карандаш или мелок заменила камера, а объедки или булавки -- друзья и знакомые. Что делать, современное искусство требует жертв. Но только для того, чтобы остаться искусством, переступив его привычные границы.
Музей Востока грозят выгнать на улицу На сегодня, 14 июля, назначено заседание арбитражного суда Москвы в связи с проблемой возвращения здания церкви Пророка Божия Илии на Воронцовом Поле приходу храма... >>
Друзья художницы Нины Котел стали живыми экспонатами У Нины Котел очень необычный статус на столичной артсцене... >>
Смотрите с 15 июля на московских экранах «Откровенные признания» (Франция, 2004, Патрис Леконт). Завязка выше всяких похвал: женщина Анна (Сандрин Боннер) приходит на прием к психиатру, чтобы выложить ему всю подноготную своих взаимоотношений с супругом, а внимательно слушающий ее Фабер (Фабрис Лукини) так и не решается признаться, что на самом деле он никакой не психиатр... >>
Лучшие спектакли сезона имеют нечто общее Московский сезон 2003/04 качественно отличается от предыдущего. Речь идет не о том, что умных и красивых премьер выпущено на порядок больше. Как раз в этом смысле сезоны почти равноценны. Качественная особенность сезона 2003/04 обнаруживается в том, что лучшие спектакли, никак не близкие друг другу, ведут душу в одну и ту же сторону... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|