N°99
03 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.06.2003
Король и салочки
Дирижер Курт Мазур и Французский национальный оркестр выступили в Москве, а в Петербург не попали

версия для печати
Про Курта Мазура принято говорить как про одну из главных дирижерских легенд ХХ века -- и это не преувеличение. Отметивший в 1998 году пятидесятилетие профессиональной деятельности, Мазур похож на старого короля: он могуществен, но не сумасброден, серьезен, но и лукав, сам себя шутя называет «вторым дирижером современности» (поправляя тех, кто называет его «первым», но, отмечая, что «первого» не нашлось). Его публику можно сравнить со стайкой королевских внуков, с которыми играет царственный дед. Игра -- музыка, выходящая из-под рук Мазура, -- увлекательна, кажется, что не трудна и чуточку старомодна. Но специально для непоседливых и не всегда внимательных внуков в ней спрятано все самое главное про основы государственности, власти, королевского наследия и так далее.

Почти три десятилетия (с 1970 по 1996 год) Мазур возглавлял лейпцигский Гевандхауз-оркестр, имеющий старые и сильные традиции (оркестр работал с Мендельсоном, Никишем и Фуртвенглером). Русскую дирижерскую школу, русских (бывших советских) музыкантов во главе с Рихтером и Ростроповичем и русскую музыку (в особенности Шостаковича и Прокофьева) гэдээровец Мазур, приезжавший в Советский Союз еще в 50-х, непременно называет среди явлений, оказавших на него принципиальное влияние.

С 1991 до 2002 года дирижер управлял оркестром Нью-йоркской филармонии. «Это был рай», -- вспоминает он. Мазуру явно доставляло удовольствие пересаживать старые европейские традиции на моложавые американские почвы и варить неповторимый оркестровый стиль из самых разных ингридиентов. В 2002 году Мазур принял руководство Французским национальным оркестром -- коллективом, созданным в 1934 году, имеющим отменный послужной список (в его активе -- работа с Серджио Челибидаке, Лорином Маазелем, Джеффри Тейтом, выступления с Бернстайном, Хайтинком, Светлановым и Мути), а также образцовые записи и собственную специализацию (последние десятилетия оркестр играл премьеры самых сильных европейских композиторов ХХ века -- Берга, Мессиана, Ксенакиса, Булеза, Дютийе). И этот опыт хорошо прослушивается в его звучании.

В Москву оркестр приехал в рамках своего турне по Северной Европе, причем концерт, который должен был состояться в Санкт-Петербурге на следующий день после московского, сорвался из-за несусветных питерских праздников. Организаторы российских гастролей не смогли найти гостиницу для оркестра и главное -- открыть закрытый на время праздников питерский аэропорт. Так что стараниями агентства «Краутерконцерт», фонда «Музыкальный олимп» и французского радио, выделившего для этих гастролей полмиллиона евро, только Москва получила великолепно выстроенную концертную программу.

Возможно, что именно список незамусоленной музыки без хрестоматийных интонаций, малая известность в Москве Французского национального оркестра, начало лета или цены на билеты виноваты в том, что партер был наполовину пуст. Но те, кто этим вечером был в БЗК, получили сперва немудреной и грациозной красоты ре минорную симфонию родоначальника французской школы ХХ века Сезара Франка, потом Второй фортепианный концерт Прокофьева, в котором Мазур почувствовал внимательного слушателя французского импрессионизма и, наконец, страшноватую симфоническую поэму «Вальс» Равеля.

И вся эта франкофония была представлена с редким оркестровым качеством и с раритетной органичностью и элегантностью. Без звуковой вычурности и без привычной сегодня интеллектуальной изощренности. На минуту могло показаться, что мы не в Москве 2003-го, а в Европе середины ХХ века. Симфония Франка поразила ясными линиями, мягким и немного ироничным светом наступающего французского модерна, упрямыми и заразительными темпами и мелодическим очарованием. «Зануду» Франка было не узнать, хотя ничего кардинального с его музыкой не предпринималось.

Во Втором концерте Прокофьева солировала Елизавета Леонская, бывшая советская, а с 1978 года -- очень известная европейская пианистка. Идеальным ее страстное исполнение не назовешь, но ансамбль рояля и оркестра (за исключением редких минут) оказался едва ли не образцовым. Старый король обращался с солисткой как со своенравной девочкой, давая ей самостоятельность, но элегантно партнерствуя, а иногда сильно и аккуратно подхватывая за локоть.

Саркастическая и пышная эпитафия XIX веку («Вальс» Равеля) продемонстрировала виртуозный стиль Мазура и Национального оркестра Франции во весь рост. Грань между упоительной красотой, блеском оркестровой виртуозности и ощущением ночного кошмара была найдена Куртом Мазуром и его оркестром очень точно.

А вся концертная программа к финалу окончательно выросла до лучшей на московской сцене -- как минимум в этом сезоне.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.06.2003
В Москву приехал передвижной театр «Коробка» из Штутгарта
Слева от мрачного, похожего на гроб МХАТ имени Горького, на углу между садиком и автостоянкой уже несколько дней стоит огромная коробка, обтянутая тканью в веселенький цветочек. Величиной она примерно с рабочую бытовку, а на боку у нее крупно по-немецки написано «Штутгартский театр». И висит расписание спектаклей. Это то, что штутгартцы называют «сцена-коробка», -- некогда подаренный театру спонсорами контейнер, из которого за день можно сделать театр размером 6х6 м и разместить 50 зрителей... >>
  • //  03.06.2003
На 82-м году жизни умер русский актер и режиссер Евгений Матвеев. Смерть наступила после продолжительной болезни: свой последний фильм, завершающую часть трилогии «Любить по-русски», Евгений Семенович заканчивал с диагнозом «рак»... >>
  • //  03.06.2003
Жаклин Корнмюллер пополнила ряды могильщиков капитализма
Из семи спектаклей, привезенных на Чеховский фестиваль Драматическим театром Штутгарта («Разбойники Ф. Шиллера» так до Москвы и не доехали), только один идет на большой сцене -- «Бременская свобода» Райнера Вернера Фассбиндера в постановке Жаклин Корнмюллер. Имя Фассбиндера известно даже тем, кто не видел ни одного его фильма. Это уже не имя, а гимн ненабунтовавшейся молодежи: бисексуал, алкоголик, кокаинист, враг общества, священное чудовище, ну и великий кинорежиссер тоже. Умер в 1982 году, в знаковом 37-летнем возрасте... >>
  • //  03.06.2003
Дирижер Курт Мазур и Французский национальный оркестр выступили в Москве, а в Петербург не попали
Про Курта Мазура принято говорить как про одну из главных дирижерских легенд ХХ века -- и это не преувеличение. Отметивший в 1998 году пятидесятилетие профессиональной деятельности, Мазур похож на старого короля: он могуществен, но не сумасброден, серьезен, но и лукав, сам себя шутя называет «вторым дирижером современности» (поправляя тех, кто называет его «первым», но, отмечая, что «первого» не нашлось). Его публику можно сравнить со стайкой королевских внуков, с которыми играет царственный дед. Игра -- музыка, выходящая из-под рук Мазура, -- увлекательна, кажется, что не трудна и чуточку старомодна. Но специально для непоседливых и не всегда внимательных внуков в ней спрятано все самое главное про основы государственности, власти, королевского наследия и так далее... >>
  • //  03.06.2003
В «Национальные бестселлеры» выбрали «[Голово]ломку»
Врученная 30 мая премия «Национальный бестселлер» изобретена для решения двух задач -- принижения сколько-либо вменяемой словесности и раскрутки питерских издательств «Лимбус Пресс» и «Амфора». Благодаря «грамотному» формированию коллегии номинаторов и «большого» жюри получается шорт-лист, где мило соседствуют авторы национал-большевистского и клубно-наркотического толков. Дальше все в руках жюри «малого», компетентность которого соответствует уровню соискателей. Процесс работы «голосовательной машины» несколько интереснее ее заведомо дохлого результата... >>
  • //  03.06.2003
Размер Штутгартского театра-коробки -- 6х6 м. Но страсти в нем разыгрываются нешуточные Курт Мазур называет себя вторым дирижером мира >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика