N°99
03 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.06.2003
Зал с видом на улицу
В Москву приехал передвижной театр «Коробка» из Штутгарта

версия для печати
Слева от мрачного, похожего на гроб МХАТ имени Горького, на углу между садиком и автостоянкой уже несколько дней стоит огромная коробка, обтянутая тканью в веселенький цветочек. Величиной она примерно с рабочую бытовку, а на боку у нее крупно по-немецки написано «Штутгартский театр». И висит расписание спектаклей. Это то, что штутгартцы называют «сцена-коробка», -- некогда подаренный театру спонсорами контейнер, из которого за день можно сделать театр размером 6х6 м и разместить 50 зрителей.

В Штутгарте обычно «Коробку» выставляют для игры где-нибудь в парке недель на шесть--восемь. Сцена эта трудная и для хозяев, и для зрителей: летом внутри жестяной коробки баня, осенью холодно. К тому же слышно все, что вокруг: птиц, машины, крики детей. Интендант театра Фридрих Ширмер говорит: «Когда кто-то хочет поставить у нас спектакль, я сразу предлагаю «Коробку». Если отказался -- режиссером не будет. Если сумел сделать хорошо -- следующая постановка у него в кармане».

Штутгартский театр, знаменитый в Германии своими экспериментами -- последовательной работой с молодой режиссурой и новой драмой, привез на чеховский фестиваль целых восемь спектаклей, соорудив таким образом свой собственный минифестиваль. Причем большая часть этих спектаклей была поставлена в расчете на «Коробку».

Собственно, в самой крошечной комнатке, где зрители сидят почти друг у друга на голове и выгорожен уголок для актеров, -- для нас в этом чуда нет, так и российские режиссеры ставят. Чудо -- в той легкости, с которой этот домик можно перенести с места на место, и в той свободе, с которой он, распахивая дверцы и откидывая стенки, включает все вокруг в сферу своей игры.

Для «Коробки» привезли четыре спектакля. Обещали пять, но последний -- «Разбойники», где артист, сидя в песочнице, в одиночку разыгрывал пафосный шиллеровский сюжет с резиновыми зверями, -- до Москвы почему-то не доехал. Мы увидели знаменитые «Монологи вагины», которые переиграл уже весь мир, -- документальную пьесу, в которой три хорошие актрисы пересказывают монологи женщин, поделившихся с автором психологическими, сексуальными, медицинскими и другими проблемами, так или иначе связанными с этим органом. Конечно, благодаря интригующему названию «Вагина» пользовалась особым спросом и во время этого спектакля «Коробка» превратилась буквально в консервную банку с тесно уложенными кильками-зрителями. Остальные три постановки были моноспектаклями.

Во-первых, «Одновременно» -- сокращенный немецкий вариант известной пьесы Гришковца, которую он сам же перевел. Затем «Сладкий Гамлет». Пьеса забавно разыграна одним актером, который то конспективно пересказывает зрителям эпизоды трагедии («И тут Гамлет увидел, что...»), то всерьез играет Шекспира, обращаясь к предметам, стоящим перед ним на столе и изображающим прочих героев (кофейник «играет» роль Гертруды, пакет с сахарным песком -- Клавдия, коробка чая -- Офелии). Гудели машины на Тверском бульваре, лил дождь, капли грохотали по натянутой матерчатой крыше, в щели дуло, ткань хлопала от ветра, заглушая слова. Гамлет слушал по своему транзистору «Русское радио», где что-то пел Губин.

Самым занимательным зрелищем оказалась «Ночь на пороге лесов» Кольтеса -- трагический монолог бездомного, обращенный к прохожему, с просьбой о любви и безнадежным предложением защиты. И дело не в том, что режиссер Жаклин Корнмюллер придумала что-то умопомрачительное, а просто в данном случае «Коробка» наконец-то вступила во взаимодействие с миром. Длинная сторона контейнера, обращенная к маленькому садику, была снята; зрителей посадили лицом к природе, точно к сцене. Так получилось, что заключенная в рамку жизнь для публики превратилась в театр. И оттого приобретала особый смысл и интерес.

Актер (Петр Вольф) -- небритый, грязный, со ссадинами на лбу -- появлялся из глубины садика почти незаметно и неуверенно обращался к людям. Говорят, в Германии первой реакцией зрителей были шок, отталкивание, неловкость -- казалось, будто к ним пристает реальный бомж, вышедший из парка. Такой эффект входил в задачу постановщицы, но у нас (из-за языка, конечно) этого не было. Напротив, актер, гуляющий по парку в образе бомжа, притягивал людей. Постепенно за спиной актера, который вошел в «Коробку», начали собираться любопытные, усаживались на парапет и принимались слушать. Для зрителей из зала «жизнь» тех, кто снаружи, сидящих напротив буквально на расстоянии двух метров, сама казалась театром. Подходили люди с детьми, сумками, кто-то даже с собакой. Кольтесовский сбивчивый поток-монолог не самый легкий текст, но на улице сидели тихо, почти не шептались и не уходили. Досидев до конца, аплодировали особенно восторженно, а какая-то женщина «с улицы» вынула из своего букета цветочек и подарила артисту.

Перед приездом Штутгартского театра в Москву его интендант рассказывал о своем богатом городе, где делают «Мерседесы». О его зрителях, которые распространяют понятие работы и на театр -- идут в театр, не чтобы смеяться, а ищут в нем преодоления. Они даже недовольны, когда их развлекают, говорят: «Мы в наш театр ходим не для этого!» и могут уйти, хлопнув дверью. Но на следующий вечер вернутся снова. Наши критики завистливо вздыхали, слушая о городе, где зрители любят думать в театре. Но и наш город не подкачал.
Дина ГОДЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.06.2003
В Москву приехал передвижной театр «Коробка» из Штутгарта
Слева от мрачного, похожего на гроб МХАТ имени Горького, на углу между садиком и автостоянкой уже несколько дней стоит огромная коробка, обтянутая тканью в веселенький цветочек. Величиной она примерно с рабочую бытовку, а на боку у нее крупно по-немецки написано «Штутгартский театр». И висит расписание спектаклей. Это то, что штутгартцы называют «сцена-коробка», -- некогда подаренный театру спонсорами контейнер, из которого за день можно сделать театр размером 6х6 м и разместить 50 зрителей... >>
  • //  03.06.2003
На 82-м году жизни умер русский актер и режиссер Евгений Матвеев. Смерть наступила после продолжительной болезни: свой последний фильм, завершающую часть трилогии «Любить по-русски», Евгений Семенович заканчивал с диагнозом «рак»... >>
  • //  03.06.2003
Жаклин Корнмюллер пополнила ряды могильщиков капитализма
Из семи спектаклей, привезенных на Чеховский фестиваль Драматическим театром Штутгарта («Разбойники Ф. Шиллера» так до Москвы и не доехали), только один идет на большой сцене -- «Бременская свобода» Райнера Вернера Фассбиндера в постановке Жаклин Корнмюллер. Имя Фассбиндера известно даже тем, кто не видел ни одного его фильма. Это уже не имя, а гимн ненабунтовавшейся молодежи: бисексуал, алкоголик, кокаинист, враг общества, священное чудовище, ну и великий кинорежиссер тоже. Умер в 1982 году, в знаковом 37-летнем возрасте... >>
  • //  03.06.2003
Дирижер Курт Мазур и Французский национальный оркестр выступили в Москве, а в Петербург не попали
Про Курта Мазура принято говорить как про одну из главных дирижерских легенд ХХ века -- и это не преувеличение. Отметивший в 1998 году пятидесятилетие профессиональной деятельности, Мазур похож на старого короля: он могуществен, но не сумасброден, серьезен, но и лукав, сам себя шутя называет «вторым дирижером современности» (поправляя тех, кто называет его «первым», но, отмечая, что «первого» не нашлось). Его публику можно сравнить со стайкой королевских внуков, с которыми играет царственный дед. Игра -- музыка, выходящая из-под рук Мазура, -- увлекательна, кажется, что не трудна и чуточку старомодна. Но специально для непоседливых и не всегда внимательных внуков в ней спрятано все самое главное про основы государственности, власти, королевского наследия и так далее... >>
  • //  03.06.2003
В «Национальные бестселлеры» выбрали «[Голово]ломку»
Врученная 30 мая премия «Национальный бестселлер» изобретена для решения двух задач -- принижения сколько-либо вменяемой словесности и раскрутки питерских издательств «Лимбус Пресс» и «Амфора». Благодаря «грамотному» формированию коллегии номинаторов и «большого» жюри получается шорт-лист, где мило соседствуют авторы национал-большевистского и клубно-наркотического толков. Дальше все в руках жюри «малого», компетентность которого соответствует уровню соискателей. Процесс работы «голосовательной машины» несколько интереснее ее заведомо дохлого результата... >>
  • //  03.06.2003
Размер Штутгартского театра-коробки -- 6х6 м. Но страсти в нем разыгрываются нешуточные Курт Мазур называет себя вторым дирижером мира >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика